Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 174 Next Page
Page Background

9

№1 (17) 2017

Тема номера

ющих: «грубоватость материала», «среди картин

западных художников один лишь живописный

хлам», «почти вся скульптура дворца художе-

ственного интереса не представляет», в дубовой

комнате «почти все картины исключительно пло-

хого качества».

Спрашивается, что же это за явление искус-

ства, если, например, картины в русских усадьбах

вообще плохого качества, а некоторые комнаты

замечательны тем, что в них картины «исключи-

тельно плохого качества».

Можно было бы придти в полное отчаяние от

таких отзывов, и весь вопрос о художественности

русской усадьбы, по-видимому, сразу решался бы

отрицательно, если бы наряду с такими отзывами

не попадались на каждом шагу, к величайшему

удивлению, совершенно противоположные, как,

например, у тех же авторов: «волшебные сказ-

ки», «грандиозные затеи», «высокое мастерство»,

«своеобразная прелесть», «своя особая интимная

поэзия», «высокая культура», «изысканный вкус»,

«тонкое понимание красоты», «фантастически

прекрасные, феерично прекрасные, великолеп-

ные дворцы», «безвозвратно ушедшая красо-

та», «прекрасная сказка», «волшебное царство»,

«огромное явление», «искусство почти равное

западному». Правда, с добавлением многозна-

чительного слова «почти», эти отзывы все же

так сильны, так ярки, так искренни, что должны

иметь какое-то содержание. Разумеется, при

таком противопоставлении двух диаметрально

противоположных и очень ярких взглядов явля-

ется совершенно необходимым теоретически по-

пытаться объяснить причины этих разноречий и

дать более точное определение русской усадьбы,

ее достоинств и недостатков, прежде всего, же-

лательно сравнить русские усадьбы по степени

их художественности с заграничными.

Конечно, вопрос о качественности искусства –

вопрос в высшей степени трудный, но, тем не

менее, к этому вопросу искусствоведение воз-

вращается постоянно; несомненно, могут быть

субъективные ошибки и законы безошибочного

определения качества еще не отысканы, но неко-

торые нормы в этом отношении все же очень ясно

чувствуются. И вот, если сравнивать в смысле ху-

дожественной качественности русские усадьбы

с заграничными, то приходится сделать вывод

не особенно благоприятный для русской усадь-

бы. Если мы обратимся к Англии, то увидим там

невероятное множество великолепных усадеб,

которые переполнены, действительно, в прямом

смысле первоклассными произведениями искус-

ства, английское искусствоведение даже пред-

полагает, что если бы все музеи мира погибли

бы по какой-нибудь ужасающей случайности, то

одного содержания английских замков, англий-

ских усадеб хватило бы на восстановление исто-

Подключников Н. Гостиная в доме Нащоки-

ных в Москве

Зеленцов К.А. Гостиная с колоннами

Подключников Н. Кабинет П.Н. Зубова. 1840

Гостиная в усадьбе Знаменское-Раёк