

9
№1 (17) 2017
Тема номера
ющих: «грубоватость материала», «среди картин
западных художников один лишь живописный
хлам», «почти вся скульптура дворца художе-
ственного интереса не представляет», в дубовой
комнате «почти все картины исключительно пло-
хого качества».
Спрашивается, что же это за явление искус-
ства, если, например, картины в русских усадьбах
вообще плохого качества, а некоторые комнаты
замечательны тем, что в них картины «исключи-
тельно плохого качества».
Можно было бы придти в полное отчаяние от
таких отзывов, и весь вопрос о художественности
русской усадьбы, по-видимому, сразу решался бы
отрицательно, если бы наряду с такими отзывами
не попадались на каждом шагу, к величайшему
удивлению, совершенно противоположные, как,
например, у тех же авторов: «волшебные сказ-
ки», «грандиозные затеи», «высокое мастерство»,
«своеобразная прелесть», «своя особая интимная
поэзия», «высокая культура», «изысканный вкус»,
«тонкое понимание красоты», «фантастически
прекрасные, феерично прекрасные, великолеп-
ные дворцы», «безвозвратно ушедшая красо-
та», «прекрасная сказка», «волшебное царство»,
«огромное явление», «искусство почти равное
западному». Правда, с добавлением многозна-
чительного слова «почти», эти отзывы все же
так сильны, так ярки, так искренни, что должны
иметь какое-то содержание. Разумеется, при
таком противопоставлении двух диаметрально
противоположных и очень ярких взглядов явля-
ется совершенно необходимым теоретически по-
пытаться объяснить причины этих разноречий и
дать более точное определение русской усадьбы,
ее достоинств и недостатков, прежде всего, же-
лательно сравнить русские усадьбы по степени
их художественности с заграничными.
Конечно, вопрос о качественности искусства –
вопрос в высшей степени трудный, но, тем не
менее, к этому вопросу искусствоведение воз-
вращается постоянно; несомненно, могут быть
субъективные ошибки и законы безошибочного
определения качества еще не отысканы, но неко-
торые нормы в этом отношении все же очень ясно
чувствуются. И вот, если сравнивать в смысле ху-
дожественной качественности русские усадьбы
с заграничными, то приходится сделать вывод
не особенно благоприятный для русской усадь-
бы. Если мы обратимся к Англии, то увидим там
невероятное множество великолепных усадеб,
которые переполнены, действительно, в прямом
смысле первоклассными произведениями искус-
ства, английское искусствоведение даже пред-
полагает, что если бы все музеи мира погибли
бы по какой-нибудь ужасающей случайности, то
одного содержания английских замков, англий-
ских усадеб хватило бы на восстановление исто-
Подключников Н. Гостиная в доме Нащоки-
ных в Москве
Зеленцов К.А. Гостиная с колоннами
Подключников Н. Кабинет П.Н. Зубова. 1840
Гостиная в усадьбе Знаменское-Раёк