11
№2 (18) 2017
Тема номера
На объектах ASG реставрационные работы финан-
сируются и осуществляются одним собственником, по-
этому есть возможность вести работы планово, каче-
ственно, применяя методы научной реставрации.
Степан НОВИКОВ,
архитек-
тор-реставратор
–
Необходимо
отметить,
что компания ASG выполнила
огромный фронт работ в обла-
сти сохранения культурного на-
следия Казани, который даже
трудно сравнить с чем-либо, так
как программа восстановления
исторического центра Казани
уникальна для России. Рестав-
рировать такое количество объектов культурного на-
следия за столь небольшой срок – этого не удавалось
сделать ни в двух российских столицах, ни тем более
в регионах России.
Своим комплексным отношением к сохранению на-
следия компания ASG задала тренд в Казани на бе-
режное отношение к памятникам архитектуры. Если
бы все эти объекты не были приведены в порядок к
2013 году, то, вполне вероятно, мы бы их полностью
утратили. Они или бы разрушились сами, так как были
в аварийном состоянии, или бы их снесли, поскольку
невозможно было оставлять их в том виде, в каком
они были на начало программы. Также вероятно, что
они бы сгорели в результате поджога или просто не-
осторожного обращения с огнем тех асоциальных
групп, которые использовали их как места обитания.
Примеров масса как из периода подготовки к тысяче-
летию города, так и современного, например, недав-
ний пожар на фабрике братьев Крестовниковых.
Не менее масштабным и инновационным был этап
проектных реставрационных работ. Был поднят боль-
шой пласт архивных документов, интенсивно велась
работа в области натурного исследования и посто-
янной фиксации процесса работ. Многие памятники
были подробно обследованы впервые, все материалы
становились достоянием специалистов и обществен-
ности посредством их публикации в научном журна-
ле «Мир искусств». Ни одна проектная организация в
стране до сегодняшнего дня не является столь откры-
той обществу в аспекте всех решений, что свидетель-
ствует об профессионально-честном подходе и заботе
о полной сохранности предмета охраны объектов до
начала работ и после.
Также хотелось бы отметить, что на всех объектах
применялись исключительно аутентичные материа-
лы, никакого пластика и полиуретана. Восстановлено
множество давно утраченных архитектурных элемен-
тов (балюстрады, балконы, навесы, аттики, различ-
ные лепные группы и др.). Восстановлены градостро-
ительные характеристики объектов, снесены поздние
напластования. Все объекты, на которых закончены
фасадные работы, приобрели достойный архитектур-
ный облик. Не могу не сказать, что на многих объек-
тах культурного наследия Казани ситуация абсолютно
иная. Часто можно встретить пластиковые окна да
ещё с современной расстекловкой, на ряде объектов
достроены мансарды и антресоли, которые искажают
архитектурный образ памятника, не говоря о том, что
многие собственники не идут на восстановление утра-
ченных балконов, исторических решёток и т.д.
Что касается сегодняшнего состояния объектов, то
в целом охарактеризую его как удовлетворительное.
Практически все объекты находятся в законсервиро-
ванном состоянии (вставлены окна, установлена кры-
ша, выполнены фасадные работы). На ряде объектов
продолжаются восстановительные работы, хотя и не
так интенсивно, как 2013 году, но всё же движение
есть. В доме Банарцева выполнены классические ин-
терьеры, которые выступают в симбиозе с внешним
обликом и с современной технической начинкой, что
позволяет использовать его для различных нужд го-
рода. В связи с тем, что объекты не отапливаются, на
фасадах начинают появляться различные дефекты:
местами отходит краска, проявляются швы. Этот факт
естественен, пугаться его не стоит, со дня заверше-
Дом Ажгихина – образец старинной город-
ской усадьбы с торговой и доходной функци-
ей, в процессе реставрации выяснилось, что
фактически здание состоит из пяти самосто-
ятельных объектов разных периодов