№2 (18) 2017
116
Антология сюжетов БСИИ
В 1612 году Питер Пауль Ру-
бенс (1577 – 1640) исполнил
центральную часть триптиха на
сюжет «Снятие с креста», кото-
рая сегодня находится в Собо-
ре Антверпенской Богоматери. В
центре композиции изображен
Иисус Христос, которого снимают
с креста. Внизу – святой Иоанн,
принимающий тело своего учи-
теля. Здесь же, на лестнице, –
старец Никодим, одной рукой
ухватившийся за конец савана,
а другой – удерживающий тело
Христа. Напротив Никодима, так-
же на лестнице, – фигура иудей-
ского старейшины Иосифа Ари-
мафейского с бородой и усами.
Он облачен в золотые одежды и
красный головной убор колпач-
ного типа.
В том же 1612 году Рубенс пи-
шет работу «Динарий кесаря»,
где в качестве модели для одно-
го из фарисеев выступает та же
фигура, с которой был
написан и Иосиф Ари-
мафейский в «Снятии с
креста». В данном слу-
чае этот персонаж изо-
бражен в левой части
композиции, и мы видим
лишь его голову в том
же красном колпаке.
Фарисей отвел глаза в
сторону и не смотрит на
Христа.
Питер Пауль
Рубенс
Снятие с креста
1612 г.
Дерево, масло.
420,5×320 см
Собор
Антверпенской
Богоматери,
Антверпен
БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
БУЛГАКОВА Алина,
директор Международного
института антиквариата, к.п.н.
Аннотация:
в статье рассматривается иконография библейского сюжета «Динарий кесаря» на примере живописных работ
Тициана и Рубенса. Анализируется полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных ис-
кусств ASG, написанное с гравюры Лукаса Ворстермана 1621 года.
Ключевые слова:
«Динарий кесаря», Рубенс, последователь, фарисей, гравюра, Библия Бойера.
Abstract:
The article considers iconography of the biblical story «The Tribute Money» on the example of paintings by Titian and
Rubens. Analyzed the canvas «The Tribute Money» by a follower of Rubens from a large collection of fine arts ASG, written from
an engraving by Lucas Vorsterman in 1621.
Keywords:
«The Tribute Money», Rubens, follower, pharisee, engraving, Bowyer Bible.