Table of Contents Table of Contents
Previous Page  118 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 118 / 152 Next Page
Page Background

№2 (18) 2017

118

Антология сюжетов БСИИ

к данному сюжету, стали итальян-

ские живописцы, которые в начале

XVI столетия из-за усугубляющих-

ся противоречий жизни в Италии

острее ощущали драматическое

несовпадение

гуманистических

идеалов и окружающей действи-

тельности. Так, именно по заказу

герцога Феррары Альфонсо д’Эсте

в 1516 году Тициан (1488/1490 –

1576) исполнил полотно «Динарий

кесаря», которое ныне хранится в

Галерее старых мастеров Дрездена.

Тициан изображает всего две

фигуры – Христа и фарисея, кон-

центрируясь на психологическом

состоянии героев, которых проти-

вопоставляет друг другу. Христос

смотрит на фарисея мягким и даже

несколько рассеянным взглядом,

лишь кончиками пальцев указывая

на монету. Смуглый и жилистый

фарисей крепко сжал динарий в

руке и напряженно ожидает от-

вета Иисуса. Композиция работы

лаконична, здесь нет никаких до-

полнительных деталей, а потому

ничто не отвлекает от восприятия

столкновения возвышенного духов-

ного начала, которое олицетворяет

Христос, и грубой навязчивой энер-

гии фарисея.

Близкая живописи Тициана ком-

позиция «Динарий кесаря» была

исполнена в его мастерской. Кар-

тина эта проходила на торгах 25

апреля 2017 года на аукционе

Dorotheum в Вене и была продана

за € 173,800.

Совершенно иной, развернутый

вариант композиции избирает Ру-

бенс. Его Христос оказался окру-

женным фарисеями в храме, чьи

лица выражают самые разные чув-

ства: от коварства и злобы до удив-

ления и простодушной глупости.

Палец Христа, указывающий вверх,

означает: «Божие Богу». Христос

Тициана никогда не коснется моне-

ты, тогда как у Рубенса он взял ее с

ладони фарисея. И если у Тициана

во главе угла стоят атмосферность,

духовная составляющая образов и

тонкие психологические пережива-

ния, вызываемые этими образами у

зрителей, то Рубенс – это, в первую

очередь, богатство визуальных эф-

фектов, роскошный и броский коло-

рит, а также патетика жестов.

Картина Рубенса «Динарий кеса-

ря» была в дальнейшем повторе-

на его последователями большое

число раз. Воспроизводили его

композицию как в рисунке, так и

масляными красками на холсте

или дереве. В Национальной гале-

рее искусств Вашингтона хранится

рисунок последователя Рубенса,

исполненный красным мелом, а

многочисленные живописные ра-

боты фигурировали, в основном,

на аукционных торгах. В частности,

15 апреля 2015 года на аукционе

Dreweatts & Bloomsbury Auctions

работа «Динарий кесаря» одного из

последователей Рубенса была про-

дана за £ 1400, при эстимейте в £

1000 – 1500. Полотно это, вероят-

но, было обрезано с обеих сторон,

в результате чего оказалось утра-

чено изображение фарисея в левой

части, голова которого покрыта ох-

ровым плащом, а также поднятая

вверх рука Иисуса.

«Динарий кесаря» еще одного

последователя Рубенса хранится в

Часлтон Хаусе в Оксфордшире. По

мнению исследователей [1], дан-

ная картина была написана с гра-

вюры Лукаса Ворстермана (1595

– 1675) – одного из лучших граве-

ров работ Рубенса и Антониса ван

Дейка (1599 – 1641). Ворстерман

исполнил гравюру с картины Рубен-

са «Динарий кесаря» в 1621 году.

Ныне она находится в Британском

музее.

Тициан, мастерская

Динарий кесаря

Холст, масло.

108,5×103,5 см

25 апреля 2017 г., Вена,

аукцион Dorotheum, лот 39

€ 173,800 (эстимейт €

150,000 – 200,000)

Питер Пауль Ру-

бенс

Динарий кесаря

Музей Гетти

Фотография

с

открытого источ-

ника: http://www.

gettyimages.ae/

license/72895931

Тициан

Динарий кесаря

1516 г.

Холст, масло. 75×56 см

Галерея старых ма-

стеров, Дрезден