№2 (18) 2017
118
Антология сюжетов БСИИ
к данному сюжету, стали итальян-
ские живописцы, которые в начале
XVI столетия из-за усугубляющих-
ся противоречий жизни в Италии
острее ощущали драматическое
несовпадение
гуманистических
идеалов и окружающей действи-
тельности. Так, именно по заказу
герцога Феррары Альфонсо д’Эсте
в 1516 году Тициан (1488/1490 –
1576) исполнил полотно «Динарий
кесаря», которое ныне хранится в
Галерее старых мастеров Дрездена.
Тициан изображает всего две
фигуры – Христа и фарисея, кон-
центрируясь на психологическом
состоянии героев, которых проти-
вопоставляет друг другу. Христос
смотрит на фарисея мягким и даже
несколько рассеянным взглядом,
лишь кончиками пальцев указывая
на монету. Смуглый и жилистый
фарисей крепко сжал динарий в
руке и напряженно ожидает от-
вета Иисуса. Композиция работы
лаконична, здесь нет никаких до-
полнительных деталей, а потому
ничто не отвлекает от восприятия
столкновения возвышенного духов-
ного начала, которое олицетворяет
Христос, и грубой навязчивой энер-
гии фарисея.
Близкая живописи Тициана ком-
позиция «Динарий кесаря» была
исполнена в его мастерской. Кар-
тина эта проходила на торгах 25
апреля 2017 года на аукционе
Dorotheum в Вене и была продана
за € 173,800.
Совершенно иной, развернутый
вариант композиции избирает Ру-
бенс. Его Христос оказался окру-
женным фарисеями в храме, чьи
лица выражают самые разные чув-
ства: от коварства и злобы до удив-
ления и простодушной глупости.
Палец Христа, указывающий вверх,
означает: «Божие Богу». Христос
Тициана никогда не коснется моне-
ты, тогда как у Рубенса он взял ее с
ладони фарисея. И если у Тициана
во главе угла стоят атмосферность,
духовная составляющая образов и
тонкие психологические пережива-
ния, вызываемые этими образами у
зрителей, то Рубенс – это, в первую
очередь, богатство визуальных эф-
фектов, роскошный и броский коло-
рит, а также патетика жестов.
Картина Рубенса «Динарий кеса-
ря» была в дальнейшем повторе-
на его последователями большое
число раз. Воспроизводили его
композицию как в рисунке, так и
масляными красками на холсте
или дереве. В Национальной гале-
рее искусств Вашингтона хранится
рисунок последователя Рубенса,
исполненный красным мелом, а
многочисленные живописные ра-
боты фигурировали, в основном,
на аукционных торгах. В частности,
15 апреля 2015 года на аукционе
Dreweatts & Bloomsbury Auctions
работа «Динарий кесаря» одного из
последователей Рубенса была про-
дана за £ 1400, при эстимейте в £
1000 – 1500. Полотно это, вероят-
но, было обрезано с обеих сторон,
в результате чего оказалось утра-
чено изображение фарисея в левой
части, голова которого покрыта ох-
ровым плащом, а также поднятая
вверх рука Иисуса.
«Динарий кесаря» еще одного
последователя Рубенса хранится в
Часлтон Хаусе в Оксфордшире. По
мнению исследователей [1], дан-
ная картина была написана с гра-
вюры Лукаса Ворстермана (1595
– 1675) – одного из лучших граве-
ров работ Рубенса и Антониса ван
Дейка (1599 – 1641). Ворстерман
исполнил гравюру с картины Рубен-
са «Динарий кесаря» в 1621 году.
Ныне она находится в Британском
музее.
Тициан, мастерская
Динарий кесаря
Холст, масло.
108,5×103,5 см
25 апреля 2017 г., Вена,
аукцион Dorotheum, лот 39
€ 173,800 (эстимейт €
150,000 – 200,000)
Питер Пауль Ру-
бенс
Динарий кесаря
Музей Гетти
Фотография
с
открытого источ-
ника: http://www.
gettyimages.ae/license/72895931
Тициан
Динарий кесаря
1516 г.
Холст, масло. 75×56 см
Галерея старых ма-
стеров, Дрезден