№2 (18) 2017
138
Наши выставки
ВЫСТАВКА ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII-XVIII
ВЕКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ГОДУ ПЕРЕКРЕСТНОГО
КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА РОССИЯ-ФРАНЦИЯ
СОГЛАСНО СОВМЕСТНОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИИ И ФРАНЦИИ, 2016-2017 ГОДЫ
ОБЪЯВЛЕНЫ ПЕРЕКРЕСТНЫМ ГОДОМ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА РОССИЯ-ФРАНЦИЯ. ГОД ЭТОТ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И ПРОГРАММА ЕГО ВЕСЬМА НАСЫЩЕННА
В Париже открылся духовный
центр русской православной церк-
ви, а в Национальном музее Замка
Версаль начала работу выставка
«Царь в Париже», посвящённая
300-летию визита во Францию
Петра I. В основу экспозиции лег-
ли экспонаты Государственного
музея-заповедника «Петергоф»:
живописные полотна, гравюры,
приборы, инструменты и шпале-
ра «Чудесный улов рыбы» – одна
из четырех шпалер серии «Сцены
из Нового Завета», которые были
подарены русскому царю на Коро-
левской шпалерной мануфактуре
Гобеленов от имени французского
короля. В здании фонда Луи Вит-
тона в Париже с 22 октября 2016
года по 20 февраля 2017 года про-
ходила выставка «Шедевры нового
искусства. Коллекция Щукина» из
Музея изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина. Здесь 130 про-
изведений импрессионистов и по-
стимпрессионистов из коллекции
московского мецената были допол-
нены 30 работами кубофутуристов,
супрематистов и конструктивистов
из музеев России и мира. И нако-
нец, из парижского Музея д’Орсэ в
Москву была привезена знамени-
тая «Олимпия» Эдуарда Мане, ко-
торая до этого покидала пределы
Франции лишь однажды.
Свой вклад в череду мероприятий,
посвященных российско-француз-
скому Году культурного туризма,
внёс и Международный институт
антиквариата, объединив в вирту-
альную выставку произведения жи-
вописи из коллекции французского
искусства XVII – XVIII веков Боль-
шого собрания изящных искусств
ASG. Основным критерием отбора
работ для выставки стало наличие
их аналогов в крупных столичных и
региональных музеях Франции. Та-
ких произведений в собрании на-
считывается четырнадцать. Среди
них работы пейзажного, портрет-
ного, аллегорического, батально-
го и религиозного жанров. Так, на
выставке представлен десюдепорт
с военными трофеями француз-
ской художницы Мадлен Буллонь
(1646 – 1710), который по сути
можно рассматривать как аллего-
рический натюрморт.
В центре композиции изображен
шлем с плюмажем из золотистых и
красных перьев, которым созвучны
богатые шитые ткани на переднем
плане. По бокам от шлема – во-
енные доспехи в собранном виде.
Доспехи эти пусты и призваны
олицетворять бренность жизни их
владельцев, а также власть и могу-
щество, которые нельзя забрать с
собой на тот свет. Поскольку глав-
ное назначение десюдепортов –
украшение интерьеров, декорати-
визм данного натюрморта усилен
его дробной ритмикой, созданной
изображениями оружия и музы-
кальных инструментов, словно вее-
ром раскрывшихся на заднем пла-
не: копья, алебарды, секиры, щиты,
знамена, ружья и барабан.
Тематически близок ему натюр-
морт Мадлен Буллонь «Военные
трофеи» из Версаля. Здесь в пра-
вой части на переднем плане так-
же изображен шлем с плюмажем
Мадлен Буллонь
Десюдепорт с военными трофеями
Франция, XVII в.
Холст, масло. 49×147 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4974
Мадлен Буллонь
Военные трофеи
Версаль, Франция