149
№2 (18) 2017
Пока можно осторожно утвер-
ждать, что надписи внизу картины бо-
лее поздние, чем живопись, они сти-
лизованы под готику в духе XIX века и
отличаются на разных картинах.
Ответ на главный вопрос, напи-
сано ли произведение в XVI веке
или это более поздняя работа,
может дать исследование холста.
Здесь холст очень деликатный, без
проклейки, красочный слой также
очень тонкий, лабораторные иссле-
дования нитей холста, спектраль-
ный анализ фрагмента красочного
слоя могут определить их точный
состав и установить, использова-
лись ли такие пигменты в XVI сто-
летии.
Гостям и друзьям Международ-
ного института антиквариата, при-
шедшим на экскурсию, среди ко-
торых были студенты-дизайнеры,
архитекторы и художники, Андрей
Сульдин рассказал о реставрации
данного произведения. Для нагляд-
ности объема и качества реставра-
ционных работ были представлены
три картины на определенном эта-
пе реставрации:
- дублирование холста;
- расчистка красочного слоя;
- готовая работа с подведенным
грунтом в местах прорывов и утрат
в новой раме.
Слушателей интересовало, яв-
ляется ли последовательность
реставрационных процессов стан-
дартной или художник сам опреде-
ляет, какие работы являются пер-
воочередными.
Все зависит от состояния карти-
ны, ответил А. Сульдин, что являет-
ся наиболее угрожающим – состо-
яние холста или красочного слоя.
Здесь холст настолько обветшал,
что необходимо было срочно про-
вести дублировочные работы, что-
бы сохранить картину. Чем грубее
ткань, тем толще должен быть
красочный слой, но и тем труднее
держать рисунок картины. Гол-
ландцы иногда за счет грунта до-
водили холст до состояния доски,
но это требовало большого рас-
хода материалов, что для худож-
ника всегда проблема. Китайцы и
японцы писали нежнейшие карти-
ны, поскольку делали это на шелке
или рисовой бумаге, а Европа в то
время использовала доски, медь
или холст.
На одной из картин зрители уви-
дели, что холст сшит из двух поло-
винок. Кто и когда это сделал?
– Художник из экономии мате-
риалов. Видно по используемым
пигментам, что Дойч не был таким
богатым, как Рубенс, например, с
его буйством красок. Здесь все
пигменты земляные – коричневые,
более дешевые. Сюжет картины
также говорит о том, что Н. Дойч
работал не на рынок, а на посто-
янного заказчика, скорей всего,
на какой-то монастырь. Сам фор-
мат полиптиха вызывает догадку
о том, что он размещался где-то
в нефах готической базилики. Это
же могло повлиять на сохранность
произведения, поскольку в храме
живопись выполняла не музейную,
а скорее утилитарную функцию. К
тому же чад от свечей, перепады
температуры. Рамы картин на-
столько были изъедены жучком,
что восстановить их не было воз-
можности, к тому же художествен-
ной ценности они не представля-
ли, поэтому было принято решение
сделать их заново.
Будущим художникам и дизайнерам не только интересно, но
и профессионально полезно увидеть различные процессы ре-
ставрации: дублирование холста, расчистку красочного слоя,
подведение грунта в места прорывов
Хроника МИА