Table of Contents Table of Contents
Previous Page  149 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 149 / 152 Next Page
Page Background

149

№2 (18) 2017

Пока можно осторожно утвер-

ждать, что надписи внизу картины бо-

лее поздние, чем живопись, они сти-

лизованы под готику в духе XIX века и

отличаются на разных картинах.

Ответ на главный вопрос, напи-

сано ли произведение в XVI веке

или это более поздняя работа,

может дать исследование холста.

Здесь холст очень деликатный, без

проклейки, красочный слой также

очень тонкий, лабораторные иссле-

дования нитей холста, спектраль-

ный анализ фрагмента красочного

слоя могут определить их точный

состав и установить, использова-

лись ли такие пигменты в XVI сто-

летии.

Гостям и друзьям Международ-

ного института антиквариата, при-

шедшим на экскурсию, среди ко-

торых были студенты-дизайнеры,

архитекторы и художники, Андрей

Сульдин рассказал о реставрации

данного произведения. Для нагляд-

ности объема и качества реставра-

ционных работ были представлены

три картины на определенном эта-

пе реставрации:

- дублирование холста;

- расчистка красочного слоя;

- готовая работа с подведенным

грунтом в местах прорывов и утрат

в новой раме.

Слушателей интересовало, яв-

ляется ли последовательность

реставрационных процессов стан-

дартной или художник сам опреде-

ляет, какие работы являются пер-

воочередными.

Все зависит от состояния карти-

ны, ответил А. Сульдин, что являет-

ся наиболее угрожающим – состо-

яние холста или красочного слоя.

Здесь холст настолько обветшал,

что необходимо было срочно про-

вести дублировочные работы, что-

бы сохранить картину. Чем грубее

ткань, тем толще должен быть

красочный слой, но и тем труднее

держать рисунок картины. Гол-

ландцы иногда за счет грунта до-

водили холст до состояния доски,

но это требовало большого рас-

хода материалов, что для худож-

ника всегда проблема. Китайцы и

японцы писали нежнейшие карти-

ны, поскольку делали это на шелке

или рисовой бумаге, а Европа в то

время использовала доски, медь

или холст.

На одной из картин зрители уви-

дели, что холст сшит из двух поло-

винок. Кто и когда это сделал?

– Художник из экономии мате-

риалов. Видно по используемым

пигментам, что Дойч не был таким

богатым, как Рубенс, например, с

его буйством красок. Здесь все

пигменты земляные – коричневые,

более дешевые. Сюжет картины

также говорит о том, что Н. Дойч

работал не на рынок, а на посто-

янного заказчика, скорей всего,

на какой-то монастырь. Сам фор-

мат полиптиха вызывает догадку

о том, что он размещался где-то

в нефах готической базилики. Это

же могло повлиять на сохранность

произведения, поскольку в храме

живопись выполняла не музейную,

а скорее утилитарную функцию. К

тому же чад от свечей, перепады

температуры. Рамы картин на-

столько были изъедены жучком,

что восстановить их не было воз-

можности, к тому же художествен-

ной ценности они не представля-

ли, поэтому было принято решение

сделать их заново.

Будущим художникам и дизайнерам не только интересно, но

и профессионально полезно увидеть различные процессы ре-

ставрации: дублирование холста, расчистку красочного слоя,

подведение грунта в места прорывов

Хроника МИА