Table of Contents Table of Contents
Previous Page  64 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 152 Next Page
Page Background

№2 (18) 2017

64

Поиск. Версия. Атрибуция

Бархат с изображениями

гранатов

Италия, XV в.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

КОВРОТКАЧЕСТВА XVII-XVIII ВЕКОВ

Аннотация:

статья посвящена истории развития ткачества во Франции. Анализируются образцы дожаккардового и жаккардо-

вого производства XIX века на примере коллекции тканей Большого собрания изящных искусств ASG.

Ключевые слова:

ткань, шелк, ткач, дессинатор, жаккардовый станок, бархат, аппликация, дамаст, раппорт, рытый бархат.

Abstract:

The article is devoted to the history of the development of weaving in France. Analyzed the samples of pre-jacquard

and jacquard production of the XIX century on the example of the fabrics from a large collection of fine arts ASG.

Keywords:

. Fabric, silk, weaver, dessinator, jacquard machine, velvet, applique, damask, rapport, stamped velvet.

Художественное ткачество – одно

из древнейших и самых распро-

страненных ремесел, которое явля-

ется очень важной составляющей

декоративно-прикладного искус-

ства. С XVII века главенствующую

роль в этой области играла Фран-

ция, которой подражали не только

другие европейские страны, но так-

же и страны Востока. Текстильная

промышленность и торговля нуж-

дались во влиятельных и богатых

производителях. Действительно,

для закупки первичного материа-

ла – шерсти, шелка, золотых и се-

ребряных нитей – они должны были

обладать достаточным состоянием.

Раньше изготовители сами зани-

мались моделями, гаммой цветов,

природой и качеством использу-

емых нитей. Затем они разделили

работу между ткачами узорчатых

тканей, тростильщиками шелка,

вальцовщиками, колористами, на-

водчиками муара и дессинаторами,

которые могли быть известными

художниками, как Шарль Лебрен

(1619 – 1690), или дессинаторами,

специализирующимися на шелке,

как Филипп де Лассаль (1723 –

1804). Столь широкое распростра-

нение этого материала способство-

вало росту спроса, качества и, как

следствие, цены.

Ткацкое искусство возникло на

Востоке и вскоре было подхвачено

европейскими мастерами. В силу

наиболее выгодного географическо-

го положения для торговли с вос-

точными странами первоначальной

ткацкой Меккой Европы стали Ис-

пания и Италия, которые славились

своими тонкими шерстяными тка-

нями. Около XII века здесь начали

производить шелк. Первые ткацкие

центры появились на Сицилии, где

имелось собственное производство

шелка-сырца, и в Лукке, которая в

XII – XIV веках снабжала пышны-

ми тканями всю Европу. В XIV веке

на раппорты итальянских мастеров,

вытканные золотыми нитями, с изо-

бражениями фантастических птиц

и лотосов оказывают значительное

влияние китайские шелка. Готиче-

ский стиль в тканевых узорах орга-

нически соединяется с фигурами жи-

вотных и людей. Со второй половины

XIV века в тканях популярными ста-

новятся религиозные сюжеты. В XV

столетии крупные ткацкие центры

появляются в Венеции, Сиене и Фло-

ренции. Здесь производили ткани не

только для убранства интерьеров,

но и для изготовления одежды зна-

ти. Венецианские и флорентийские

ткани отличались роскошью отделки

с включением золотых и серебряных

нитей, а также крупным цветочным

раппортом и частым изображением

плодов граната.

БУЛГАКОВА Алина,

директор Международного

института антиквариата, к.п.н.