№2 (18) 2017
64
Поиск. Версия. Атрибуция
Бархат с изображениями
гранатов
Италия, XV в.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
КОВРОТКАЧЕСТВА XVII-XVIII ВЕКОВ
Аннотация:
статья посвящена истории развития ткачества во Франции. Анализируются образцы дожаккардового и жаккардо-
вого производства XIX века на примере коллекции тканей Большого собрания изящных искусств ASG.
Ключевые слова:
ткань, шелк, ткач, дессинатор, жаккардовый станок, бархат, аппликация, дамаст, раппорт, рытый бархат.
Abstract:
The article is devoted to the history of the development of weaving in France. Analyzed the samples of pre-jacquard
and jacquard production of the XIX century on the example of the fabrics from a large collection of fine arts ASG.
Keywords:
. Fabric, silk, weaver, dessinator, jacquard machine, velvet, applique, damask, rapport, stamped velvet.
Художественное ткачество – одно
из древнейших и самых распро-
страненных ремесел, которое явля-
ется очень важной составляющей
декоративно-прикладного искус-
ства. С XVII века главенствующую
роль в этой области играла Фран-
ция, которой подражали не только
другие европейские страны, но так-
же и страны Востока. Текстильная
промышленность и торговля нуж-
дались во влиятельных и богатых
производителях. Действительно,
для закупки первичного материа-
ла – шерсти, шелка, золотых и се-
ребряных нитей – они должны были
обладать достаточным состоянием.
Раньше изготовители сами зани-
мались моделями, гаммой цветов,
природой и качеством использу-
емых нитей. Затем они разделили
работу между ткачами узорчатых
тканей, тростильщиками шелка,
вальцовщиками, колористами, на-
водчиками муара и дессинаторами,
которые могли быть известными
художниками, как Шарль Лебрен
(1619 – 1690), или дессинаторами,
специализирующимися на шелке,
как Филипп де Лассаль (1723 –
1804). Столь широкое распростра-
нение этого материала способство-
вало росту спроса, качества и, как
следствие, цены.
Ткацкое искусство возникло на
Востоке и вскоре было подхвачено
европейскими мастерами. В силу
наиболее выгодного географическо-
го положения для торговли с вос-
точными странами первоначальной
ткацкой Меккой Европы стали Ис-
пания и Италия, которые славились
своими тонкими шерстяными тка-
нями. Около XII века здесь начали
производить шелк. Первые ткацкие
центры появились на Сицилии, где
имелось собственное производство
шелка-сырца, и в Лукке, которая в
XII – XIV веках снабжала пышны-
ми тканями всю Европу. В XIV веке
на раппорты итальянских мастеров,
вытканные золотыми нитями, с изо-
бражениями фантастических птиц
и лотосов оказывают значительное
влияние китайские шелка. Готиче-
ский стиль в тканевых узорах орга-
нически соединяется с фигурами жи-
вотных и людей. Со второй половины
XIV века в тканях популярными ста-
новятся религиозные сюжеты. В XV
столетии крупные ткацкие центры
появляются в Венеции, Сиене и Фло-
ренции. Здесь производили ткани не
только для убранства интерьеров,
но и для изготовления одежды зна-
ти. Венецианские и флорентийские
ткани отличались роскошью отделки
с включением золотых и серебряных
нитей, а также крупным цветочным
раппортом и частым изображением
плодов граната.
БУЛГАКОВА Алина,
директор Международного
института антиквариата, к.п.н.