Table of Contents Table of Contents
Previous Page  82 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 82 / 152 Next Page
Page Background

№2 (18) 2017

82

Поиск. Версия. Атрибуция

Что касается образцов француз-

ского текстиля XVIII века из со-

брания ASG, то они не столь мно-

гочисленны. Период Регентства

здесь представлен двумя отрезами

желтого дамаста, в декоре которых

еще ощущается влияние орнамен-

тики периода Людовика XIV, где

были характерны крупные расти-

тельные мотивы канделябрового

(вертикального) строения. При этом

присутствуют тут и элементы, сви-

детельствующие уже о зарожде-

нии нового стиля рококо, а именно

«трельяжная сетка», обилие мелких

деталей рисунка и прихотливо изо-

гнутые листья.

Есть в Большом собрании изящ-

ных искусств ASG и образцы тек-

стиля регионального производства,

как, например, льняной отрез с ше-

стью подзорами, изготовленный

в Нанте в XVIII столетии. Именно

в это время Нант, наряду с Бордо,

являлся одним из ведущих центров

Франции по производству набойки.

Особенно выделялась мануфакту-

ра «Fevre, Petitpierre et Cie». Пред-

ки этих семей поселились здесь

еще в XV веке, а с XVIII столетия

начали заниматься набойкой. За-

мечательные образцы продукции

этой фирмы встречаются и в пер-

вой четверти XIX века, в частности,

набойка на хлопке с медной доски

«Обнаружение Моисея» [4, с. 92].

Нантский тканый отрез из со-

брания ASG удачно сочетается с

шестью подзорами, по-видимому,

служившими когда-то элемента-

ми декора постельного белья. Он

украшен набойкой с бежевым и

синим ветвевидным орнаментом и

цветами с крупными бутонами по

красному фону.

Коллекция текстиля XIX века из

Большого собрания изящных ис-

кусств ASG включает не только тка-

ные отрезы, но и фрагменты обивки

мебели, а также предметы декора-

тивно-прикладного искусства – за-

навеси, скатерти, покрывала и др.

К наиболее ранним образцам XIX

века относится шелковая камчатая

ткань эпохи Реставрации, являю-

щаяся обивкой мебели, и пара за-

навесей голубого дамаста. Данные

образцы декорированы характер-

ными для ампира орнаментальны-

ми мотивами. На ткани малинового

цвета – крупные золотые розетки,

включенные в центрально-симме-

тричные композиции с пальмет-

тами и растительным фризом. В

декор занавесей с галунами вклю-

чены изображения шлемов и роз в

ромбах, образованных дубовыми

ветками и пальметтами.

С середины XIX века с утверж-

дением стиля историзма в декоре

тканей, как и во всем изобрази-

тельном искусстве в целом, про-

исходит копирование или стили-

зация рисунков и орнаментальных

мотивов предыдущих эпох. И если

ткани периода Наполеона III еще

имеют уникальный авторский де-

Дамаст

Франция, первая четверть

XVIII в. (период Регентства)

2 отреза (1,82×0,53 м,

1,81×0,56 м)

БСИИ ASG, инв. № 14-3834

(1,2)

Набор ткани в виде отреза с

шестью подзорами

Франция, Нант, XVIII в.

Лён, набойка

Отрез 1,01×1,09 м

Подзоры

0,26×1,02

м,

0,25×0,65 м, 0,37,5×1,06 м,

0,37×1,27 м, 0,26×0,97 м,

0,37×1,05 м

БСИИ ASG, инв. № 14-3836

(1 – 7)

Обивка спинки канапе и

стула

Франция, первая четверть

XIX в. (период Реставрации)

Шелковая камчатая ткань

Обивка спинки канапе

0,69×1,76 м

Обивка стула 0,45×0,55 м

БСИИ ASG, инв. № 14-3837

(1,2)