Table of Contents Table of Contents
Previous Page  83 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 83 / 152 Next Page
Page Background

83

№2 (18) 2017

Поиск. Версия. Атрибуция

кор, то ткани времени историзма

напрямую повторяют, хотя и с не-

которыми вариациями, образцы

ренессанса, барокко, рококо и нео-

классицизма. Примером авторской

работы времени Наполеона III мо-

жет служить желтый дамаст с изо-

бражениями роз, ромашек и вьюна.

Образцом «копийного» подхода яв-

ляется шелковая камчатая ткань,

повторяющая узоры Людовика

XVI со столь любимыми в то время

оранжевыми и бежевыми верти-

кальными полосами и небольшими

цветочными букетами.

Особый интерес в собрании ASG

представляют ткани второй поло-

вины XIX века, происходящие из

коллекции знаменитого француз-

ского эбениста и декоратора пери-

ода ар-деко Поля Фолло (1877 –

1941). До первой мировой войны

Фолло был одним из лидеров дви-

жения ар-деко в Европе, а после

войны возглавлял мастерскую

декоративно-прикладного искус-

ства «Pomone» в магазине Le Bon

Marché, где изготавливали дорогую

и высококачественную мебель.

Отец Поля – Феликс Фолло – был

парижским производителем обоев.

Сам он изначально обучался скуль-

птуре и параллельно создавал изде-

лия из серебра, ткани, бронзу и юве-

лирные украшения в стиле ар-деко.

В 1903 году он основал творческое

объединение «L’Art dans Tout» (на

русский это можно перевести как

«Искусство всюду»). Сюда входи-

ли художники, активно продвигав-

шие французские художественные

авторские изделия в противовес

безликим промышленным товарам,

в частности, поступавшим из Гер-

мании. С 1904 года Фолло создает

ткани для Cornille et Cie, ковры для

мануфактуры Savonnerie, серебро

для Christofle, а в 1911 – фарфоро-

вые изделия, сотрудничая с англий-

ской фирмой Веджвуд.

После Первой мировой войны

Фолло не удалось возродить свое

производство в прежнем блеске. В

1923 году он возглавил мастерскую

декоративного искусства «Pomone»,

в которой создавалась мебель и

предметы интерьера. Символом ма-

стерской было плодоносное дерево.

В 1925 году на Всемирной выставке

в Париже павильон «Pomone» имел

огромный успех. Для него Фолло

лично спроектировал интерьер ка-

ждой комнаты.

На начальном этапе творчества

предметы декоративно-прикладно-

го искусства и мебель еще близки

эклектичной эстетике прошлого и

повторяют формы и орнаменталь-

ные мотивы рококо, Людовика XVI

и ампира. Стиль ар-деко будет

преобладать в искусстве Фолло

лишь после 1910 года. Сам Фолло

говорил: «Мы знаем, что человек

не может довольствоваться лишь

необходимым и что ему нужны из-

лишки, в противном случае давай-

те так же подавлять музыку, цветы,

парфюмерию и улыбки дам» [11].

Данная фраза свидетельствует не

только о культивировании Фолло

роскоши в обустройстве интерье-

Пара занавесей

Франция, начало XIX в.

Дамаст, шелковая камчатая

ткань

3,05×3,22 м

БСИИ ASG, инв. № 14-3928

Дамаст

Франция, середина XIX в.

(период Наполеона III)

2,80×2,14 м

БСИИ ASG, инв. № 14-3838

Шелковая камчатая ткань

Франция, вторая половина

XIX в. (стиль Людовика XVI)

16,75×1,30 м

БСИИ ASG, инв. № 14-4274

Набор мебели,

изготовленный

по проекту Поля

Фолло

Проходил на аук-

ционе Sotheby’s

17 мая 2004

года, лот 213