83
№2 (18) 2017
Поиск. Версия. Атрибуция
кор, то ткани времени историзма
напрямую повторяют, хотя и с не-
которыми вариациями, образцы
ренессанса, барокко, рококо и нео-
классицизма. Примером авторской
работы времени Наполеона III мо-
жет служить желтый дамаст с изо-
бражениями роз, ромашек и вьюна.
Образцом «копийного» подхода яв-
ляется шелковая камчатая ткань,
повторяющая узоры Людовика
XVI со столь любимыми в то время
оранжевыми и бежевыми верти-
кальными полосами и небольшими
цветочными букетами.
Особый интерес в собрании ASG
представляют ткани второй поло-
вины XIX века, происходящие из
коллекции знаменитого француз-
ского эбениста и декоратора пери-
ода ар-деко Поля Фолло (1877 –
1941). До первой мировой войны
Фолло был одним из лидеров дви-
жения ар-деко в Европе, а после
войны возглавлял мастерскую
декоративно-прикладного искус-
ства «Pomone» в магазине Le Bon
Marché, где изготавливали дорогую
и высококачественную мебель.
Отец Поля – Феликс Фолло – был
парижским производителем обоев.
Сам он изначально обучался скуль-
птуре и параллельно создавал изде-
лия из серебра, ткани, бронзу и юве-
лирные украшения в стиле ар-деко.
В 1903 году он основал творческое
объединение «L’Art dans Tout» (на
русский это можно перевести как
«Искусство всюду»). Сюда входи-
ли художники, активно продвигав-
шие французские художественные
авторские изделия в противовес
безликим промышленным товарам,
в частности, поступавшим из Гер-
мании. С 1904 года Фолло создает
ткани для Cornille et Cie, ковры для
мануфактуры Savonnerie, серебро
для Christofle, а в 1911 – фарфоро-
вые изделия, сотрудничая с англий-
ской фирмой Веджвуд.
После Первой мировой войны
Фолло не удалось возродить свое
производство в прежнем блеске. В
1923 году он возглавил мастерскую
декоративного искусства «Pomone»,
в которой создавалась мебель и
предметы интерьера. Символом ма-
стерской было плодоносное дерево.
В 1925 году на Всемирной выставке
в Париже павильон «Pomone» имел
огромный успех. Для него Фолло
лично спроектировал интерьер ка-
ждой комнаты.
На начальном этапе творчества
предметы декоративно-прикладно-
го искусства и мебель еще близки
эклектичной эстетике прошлого и
повторяют формы и орнаменталь-
ные мотивы рококо, Людовика XVI
и ампира. Стиль ар-деко будет
преобладать в искусстве Фолло
лишь после 1910 года. Сам Фолло
говорил: «Мы знаем, что человек
не может довольствоваться лишь
необходимым и что ему нужны из-
лишки, в противном случае давай-
те так же подавлять музыку, цветы,
парфюмерию и улыбки дам» [11].
Данная фраза свидетельствует не
только о культивировании Фолло
роскоши в обустройстве интерье-
Пара занавесей
Франция, начало XIX в.
Дамаст, шелковая камчатая
ткань
3,05×3,22 м
БСИИ ASG, инв. № 14-3928
Дамаст
Франция, середина XIX в.
(период Наполеона III)
2,80×2,14 м
БСИИ ASG, инв. № 14-3838
Шелковая камчатая ткань
Франция, вторая половина
XIX в. (стиль Людовика XVI)
16,75×1,30 м
БСИИ ASG, инв. № 14-4274
Набор мебели,
изготовленный
по проекту Поля
Фолло
Проходил на аук-
ционе Sotheby’s
17 мая 2004
года, лот 213