Table of Contents Table of Contents
Previous Page  86 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 86 / 152 Next Page
Page Background

№2 (18) 2017

86

Поиск. Версия. Атрибуция

ЗЕРКАЛО – СИМВОЛ СУЕТНОСТИ, РОСКОШИ И ТЩЕСЛАВИЯ

Аннотация:

статья посвящена истории зеркала и технологии его изготовления в Италии и Франции – основных центрах

стеклоплавильного производства Европы. Масштабная коллекция зеркал из БСИИ ASG включает предметы, отражающие

основные вехи эволюции этого предмета в XVIII- первой половине XIX века.

Ключевые слова:

зеркало, стеклодувное и стеклоплавильное производство, амальгама, псише, трюмо, реставрация, багет,

туалетный столик.

Abstract:

The article is devoted to the history of the mirror and the technology of its manufacturing in Italy and France- the

main glass melting centers in Europe. The large-scale collection of mirrors from the ASG Great collection of arts includes

subjects which are reflecting the main evolutionary milestones of a mirror in the XVIII-first half of the XIX century.

Keywords:

mirror, glass blowing and glass melting production, amalgam, psyche, cheval-glass, restoration, baguette, dressing

table.

БОРОДИНА Светлана,

главный редактор редакции

масс-медиа ASG, д.п.н.

За историю человечества в спи-

ске предметов роскоши побывало

едва ли не все, что нас окружает.

При этом, что для одного поколе-

ния было роскошью, для последу-

ющего становилось насущной не-

обходимостью. В полной мере это

высказывание относится к зерка-

лу – магическому предмету, соз-

дающему другой мир, похожий на

реальность, но им не являющийся

[2]. В Европе в средние века отно-

шение к зеркалу было амбивалент-

ным: его воспринимали как атрибут

роскоши, показатель тщеславия и

символ безумия [1, с. 16].

Зеркало – предмет, объединяю-

щий природу и культуру, оно воспи-

тывает глаз и служит посредником

на уроках правил приличий, так

определяет значение зеркала ав-

тор книги, посвященной его исто-

рии Сабин Мельшиор-Бонне [3].

Именно зеркалу человек обязан

искусством украшать себя, воспи-

танием индивидуальной манеры

держаться, знакомством с новой

«географией» своего тела – спиной,

профилем, затылком и т.п.

ОТ ВОДНОЙ ГЛАДИ – К

КОРОЛЕВСКОЙ МАНУФАКТУРЕ

Процесс вхождения этого пред-

мета в повседневный обиход был

очень долгим, сопряженным не

только с технологическими про-

блемами, но и с психологическими.

Мифы о Нарциссе и Персее дока-

зывают, что человек всегда с лю-

бопытством смотрелся в отражаю-

ВЛАСОВА Елена,

главный хранитель фондов

Международного института антиквариата

ЛЕМУАН, Франсуа, школа

Нарцисс

Франция, XVIII в.

Холст, масло, овал 81×64 см

БСИИ ASG, инв. №04-0850