Table of Contents Table of Contents
Previous Page  87 / 152 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 87 / 152 Next Page
Page Background

87

№2 (18) 2017

Поиск. Версия. Атрибуция

щие поверхности, но ему пришлось

ждать целые столетия, прежде чем

он сумел получить четкое и вер-

ное изображение себя самого. От

таза с водой или отполированной

металлической пластины до боль-

шого зеркала из королевской ма-

нуфактуры Сен-Гобена – дистанция

огромного размера.

Долгое время для изучения свое-

го отражения человек использовал

воду, затем научился полировать

металл и камень и исторически не

так уж давно создал стеклянное

зеркало. Как всякая диковина, сте-

клянное зеркало выполняло симво-

лическую функцию, подтверждая

статус его обладателя. В средневе-

ковой Европе зеркала, сделанные

из стекла, вызвали волну порица-

ния со стороны церкви. Их счита-

ли медиатором между человеком

и дьяволом. А вот металлические

зеркала, как ни странно, не вызы-

вали такого суеверного ужаса, поэ-

тому барышням для ухода за собой

приходилось пользоваться отполи-

рованным металлом и тазами с во-

дой. Реабилитация зеркал из стекла

произошла в XIII столетии. Зеркала

того времени сильно отличались от

современных – гладких и плоских.

Они были достаточно объемными

и в то же время вогнутыми. Техно-

логия изготовления выглядела сле-

дующим образом: олово заливали в

округлую емкость из стекла, а за-

тем делили его на части. В резуль-

тате отражение в таких зеркалах

было не очень четким. Огромное

количество ремесленников и ма-

стеровых бились над решением за-

дачи: как изготовить плоское про-

зрачное светлое зеркало?

МАГИЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЗЕРКАЛ

Первооткрывателями в этом ста-

ли мастера стеклоделия из Вене-

ции. Они нашли способ, с помощью

которого можно было покрывать

стеклянную поверхность составом

из олова, который мог защищать

и отражать. Благодаря их трудам

и умениям модницы наконец-то

смогли увидеть свое отражение в

зеркале более четко. Уже во второй

половине XV века стекольных дел

мастера из Мурано умели делать

столь чистое, прозрачное, бесцвет-

ное и тонкое стекло, что его назы-

вали хрусталем [3, с.35]. Многие

европейские монархи стремились

выведать секреты венецианских

зеркал, направляли туда своих ре-

месленников, чему противились

венецианские дожи, но большая

часть их не добилась успеха.

На протяжении трех столетий зер-

кало было предметом, не доступным

для большинства людей. Мастера

зеркального дела тщательно скры-

вали секреты изготовления зеркал.

Догадаться о способе производства

было достаточно тяжело, так как

комбинирование очень тонкого оло-

вянного листа с бумагой, укреплен-

ной составом из ртути, да еще и в

определенной последовательности,

было трудоемким процессом. При

этом еще необходимо было соеди-

нить отточенными движениями та-

кую подкладку со стеклом, что без

четких инструкций было почти не-

возможно.

В чем же главный секрет превос-

ходства зеркал из Мурано? В каче-

стве самых главных называли соле-

ность морской воды Средиземного

моря, использовавшейся мастера-

ми, красоту, свет и мощь огня, обе-

спечиваемого высококачественной

древесиной, использовавшейся при

плавлении массы, а также точные

пропорции добавляемых в песок

соли и воды [3, c.36].

Власти «Светлейшей Республики»

всячески благоволили стекольных

дел мастерам, обосновавшимся в

Мурано, где венецианские масте-

ра, с одной стороны, считали себя в

большей безопасности от пожаров,

а с другой, надеялись, что так им

будет легче скрывать тайны своего

ремесла от любопытствующих. Со-

циальный статус их был ближе не

к ремесленникам, а к художникам,

власти оказывали им всяческую

поддержку, защищали, но в то же

время держали под пристальным

наблюдением. Ради сохранения

верноподданических настроений

и, следовательно, большей гаран-

тии тайны венецианского стекла

мастерам предоставлялась даже

такая привилегия, как право брать

в жены дочерей дворян [3, с.37].

Мастера непрерывно экспери-

ментировали и в конце концов ме-

тодом проб и ошибок создали стек-

ло, превзойти которое по качеству

сумели только в XIX веке: кремни-

евое щелочное стекло (содержав-

шее силикат углекислого калия и

известь) уступает только стеклу на

основе силиката углекислого калия

и свинца, то есть в современном

понимании хрусталю [3, с. 38]. До-

ходы от продажи таких зеркал на

два века обеспечили Венеции бо-

гатство и процветание. Она произ-

водила самые чистые, самые про-

зрачные зеркала в мире, оправляя

их в прекрасные драгоценные рамы

и украшая высоко ценившимися

гранеными краями, обработанными

виртуозами-мастерами при помо-

щи винтовых резцов. Из-за этого

оптические эффекты зеркал мно-

гократно увеличивались, но это же

приводило к их небольшому разме-

ру, даже в XVIII веке они не превос-

ходили 40 дюймов (примерно 120

см), так как техника выдувки ци-

линдрических пузырей не позволя-

ла добиться большей поверхности

плоского стекла [3, с. 40]. Именно

это привело к концу XVII века ве-

нецианское производство к краху.

ИСТОЧНИК БЛАГОСОСТОЯНИЯ

И ПРИЧИНА РАЗОРЕНИЯ

Вплото до XVII века венецианские

зеркала были символом роскоши

для французских аристократов. Со-

ветник суда при Парижском пар-

ламенте был счастливым облада-

телем трех зеркал, у королевского

шталмейстера было шесть больших

зеркал из венецианского стекла,

оправленных в рамы из эбеново-

го дерева, оцениваемых каждое в

семь ливров [3, с. 50].

С ростом уровня жизни и куль-

турных запросов во Франции все

активнее шел процесс «кровопу-

скания», правда, утекала не кровь,

а национальная валюта: экю и лив-

ры. Венецианское зеркало, оправ-

ленное в красивую серебряную

раму, стоило дороже, чем полотно

Рафаэля: зеркало стоило восемь

тысяч ливров, а картина кисти Ра-

фаэля – всего три [3, с.52]. Сам

король был в числе ненасытных