87
№2 (18) 2017
Поиск. Версия. Атрибуция
щие поверхности, но ему пришлось
ждать целые столетия, прежде чем
он сумел получить четкое и вер-
ное изображение себя самого. От
таза с водой или отполированной
металлической пластины до боль-
шого зеркала из королевской ма-
нуфактуры Сен-Гобена – дистанция
огромного размера.
Долгое время для изучения свое-
го отражения человек использовал
воду, затем научился полировать
металл и камень и исторически не
так уж давно создал стеклянное
зеркало. Как всякая диковина, сте-
клянное зеркало выполняло симво-
лическую функцию, подтверждая
статус его обладателя. В средневе-
ковой Европе зеркала, сделанные
из стекла, вызвали волну порица-
ния со стороны церкви. Их счита-
ли медиатором между человеком
и дьяволом. А вот металлические
зеркала, как ни странно, не вызы-
вали такого суеверного ужаса, поэ-
тому барышням для ухода за собой
приходилось пользоваться отполи-
рованным металлом и тазами с во-
дой. Реабилитация зеркал из стекла
произошла в XIII столетии. Зеркала
того времени сильно отличались от
современных – гладких и плоских.
Они были достаточно объемными
и в то же время вогнутыми. Техно-
логия изготовления выглядела сле-
дующим образом: олово заливали в
округлую емкость из стекла, а за-
тем делили его на части. В резуль-
тате отражение в таких зеркалах
было не очень четким. Огромное
количество ремесленников и ма-
стеровых бились над решением за-
дачи: как изготовить плоское про-
зрачное светлое зеркало?
МАГИЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЗЕРКАЛ
Первооткрывателями в этом ста-
ли мастера стеклоделия из Вене-
ции. Они нашли способ, с помощью
которого можно было покрывать
стеклянную поверхность составом
из олова, который мог защищать
и отражать. Благодаря их трудам
и умениям модницы наконец-то
смогли увидеть свое отражение в
зеркале более четко. Уже во второй
половине XV века стекольных дел
мастера из Мурано умели делать
столь чистое, прозрачное, бесцвет-
ное и тонкое стекло, что его назы-
вали хрусталем [3, с.35]. Многие
европейские монархи стремились
выведать секреты венецианских
зеркал, направляли туда своих ре-
месленников, чему противились
венецианские дожи, но большая
часть их не добилась успеха.
На протяжении трех столетий зер-
кало было предметом, не доступным
для большинства людей. Мастера
зеркального дела тщательно скры-
вали секреты изготовления зеркал.
Догадаться о способе производства
было достаточно тяжело, так как
комбинирование очень тонкого оло-
вянного листа с бумагой, укреплен-
ной составом из ртути, да еще и в
определенной последовательности,
было трудоемким процессом. При
этом еще необходимо было соеди-
нить отточенными движениями та-
кую подкладку со стеклом, что без
четких инструкций было почти не-
возможно.
В чем же главный секрет превос-
ходства зеркал из Мурано? В каче-
стве самых главных называли соле-
ность морской воды Средиземного
моря, использовавшейся мастера-
ми, красоту, свет и мощь огня, обе-
спечиваемого высококачественной
древесиной, использовавшейся при
плавлении массы, а также точные
пропорции добавляемых в песок
соли и воды [3, c.36].
Власти «Светлейшей Республики»
всячески благоволили стекольных
дел мастерам, обосновавшимся в
Мурано, где венецианские масте-
ра, с одной стороны, считали себя в
большей безопасности от пожаров,
а с другой, надеялись, что так им
будет легче скрывать тайны своего
ремесла от любопытствующих. Со-
циальный статус их был ближе не
к ремесленникам, а к художникам,
власти оказывали им всяческую
поддержку, защищали, но в то же
время держали под пристальным
наблюдением. Ради сохранения
верноподданических настроений
и, следовательно, большей гаран-
тии тайны венецианского стекла
мастерам предоставлялась даже
такая привилегия, как право брать
в жены дочерей дворян [3, с.37].
Мастера непрерывно экспери-
ментировали и в конце концов ме-
тодом проб и ошибок создали стек-
ло, превзойти которое по качеству
сумели только в XIX веке: кремни-
евое щелочное стекло (содержав-
шее силикат углекислого калия и
известь) уступает только стеклу на
основе силиката углекислого калия
и свинца, то есть в современном
понимании хрусталю [3, с. 38]. До-
ходы от продажи таких зеркал на
два века обеспечили Венеции бо-
гатство и процветание. Она произ-
водила самые чистые, самые про-
зрачные зеркала в мире, оправляя
их в прекрасные драгоценные рамы
и украшая высоко ценившимися
гранеными краями, обработанными
виртуозами-мастерами при помо-
щи винтовых резцов. Из-за этого
оптические эффекты зеркал мно-
гократно увеличивались, но это же
приводило к их небольшому разме-
ру, даже в XVIII веке они не превос-
ходили 40 дюймов (примерно 120
см), так как техника выдувки ци-
линдрических пузырей не позволя-
ла добиться большей поверхности
плоского стекла [3, с. 40]. Именно
это привело к концу XVII века ве-
нецианское производство к краху.
ИСТОЧНИК БЛАГОСОСТОЯНИЯ
И ПРИЧИНА РАЗОРЕНИЯ
Вплото до XVII века венецианские
зеркала были символом роскоши
для французских аристократов. Со-
ветник суда при Парижском пар-
ламенте был счастливым облада-
телем трех зеркал, у королевского
шталмейстера было шесть больших
зеркал из венецианского стекла,
оправленных в рамы из эбеново-
го дерева, оцениваемых каждое в
семь ливров [3, с. 50].
С ростом уровня жизни и куль-
турных запросов во Франции все
активнее шел процесс «кровопу-
скания», правда, утекала не кровь,
а национальная валюта: экю и лив-
ры. Венецианское зеркало, оправ-
ленное в красивую серебряную
раму, стоило дороже, чем полотно
Рафаэля: зеркало стоило восемь
тысяч ливров, а картина кисти Ра-
фаэля – всего три [3, с.52]. Сам
король был в числе ненасытных