Table of Contents Table of Contents
Previous Page  115 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 115 / 122 Next Page
Page Background

115

№3 (19) 2017

Календарь памятных дат

Ромбоутса - приверженца италиа-

низирующего направления, в пла-

не колористического решения и

яркости освещения скорее можно

отнести к последователям рубен-

совской школы. На это указывает

более мягкий холодный колорит с

обилием серебристых тонов, при-

сущий фламандской живописной

традиции этого времени, у истоков

которой стоял Рубенс.

Ромбоутсу часто ставят в вину,

что сюжеты и композиции своих

картин он воспринимал как повод

поэкспериментировать с палитрой

цветов и показать свои технические

навыки. В результате использова-

ния дешевых пигментов многие его

работы со временем потускнели,

в особенности пострадали синие

цвета. Как правило, его картины

представляют собой большие, раз-

вернутые по горизонтали компо-

зиции с крупными полуфигурами,

размещенными в неглубоком про-

странстве. Под влиянием Рубенса и

Йорданса приверженность худож-

ника караваджизму становится ме-

нее заметной, из картин Ромбоутса

постепенно исчезают густые тени,

его палитра становится более свет-

лой. Примером может служить его

картина «Аллегория пяти чувств».

Представленная картина была

заказана художнику в 1632 году

епископом Гента Антонием Трие-

стом. Подобные аллегорические

изображения были чрезвычайно

популярны в XVI–XVII веках. В дан-

ной работе каждый персонаж сим-

волизирует опре-

деленное чувство

и для облегчения

идентификации

зрителем

снаб-

жен собственными

атрибутами. Эле-

гантный молодой

человек с трубкой

и чесноком симво-

лизирует Обоня-

ние, весельчак со

стаканом вина в

руке и едой возле

ног представля-

ет Вкус, в слепом

мужчине в цен-

тре с фрагмента-

ми скульптур перед ним легко уз-

нается Осязание. Слух играет на

теорбе - басовой разновидности

лютни, рядом с ним расположились

духовые и струнные инструменты.

Зрение - пожилой человек в очках,

опирающийся правой рукой на зер-

кало в черной раме, в нем зритель

видит отражение части ин-

струментов…

Считается, что лучше все-

го о художнике рассказы-

вают его картины, однако

в случае с Ромбоутсом все

намного сложнее. Произ-

ведения Ромбоутса не от-

личаются ни оригинально-

стью сюжета, ни абсолютно

индивидуальной манерой

письма, они являются до-

брокачественной продук-

цией мастера барокко

средней руки. И только

портрет Теодора Ромбоут-

са кисти гениального Ван

Дейка доказывает, что

личность художника на-

много масштабнее его да-

рования. С портрета на нас

смотрит человек умный и,

как теперь сказали бы, са-

модостаточный. Дорогой

костюм украшен богатым

воротником, холеная эспаньолка,

прекрасный цвет лица говорят о

том, что этот человек не нуждает-

ся в средствах. Его поза гордели-

ва без заносчивости, а взгляд за-

думчив и ироничен. Врожденный

аристократизм и обаяние личности

Ромбоутса снискали ему авторитет

в обществе и расположение лучших

художников своего времени.

Этим – силой личности – объяс-

няется его многолетнее общение

на равных с такими титанами, как

Рубенс и ван Дейк, лавирование

между непримиримыми соперника-

ми, как Рубенс и Янсенс, женитьба

на девушке из дворянской семьи,

пользующейся расположением ис-

панских Габсбургов в пору, когда

положение художника в обществе

было ничуть не более значимым,

чем простого ремесленника.

Ромбоутс скончался в Антверпене

в 1637 году, по неизвестной причи-

не за этим последовало уничтоже-

ние части его картин.

Источники:

h t t p s : / / p r o f i l i b . c o m /

chtenie/38125/l-pulikova-muzey-izyaschnykh-iskusstv-gent-5.php

http://www.peoples.ru/art/painter/abraham_yansens/ http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post154065957 http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post194716131 http://www.cult-turist.ru/country-topics/1947/?it=1947&q=524&tdp=hlptr http://rybens.ru/wedgwood-rybens.php

Теодор Ромбоутс. Аллегория пяти чувств

1632. Холст, масло. 207x288см

А. ван Дейк

Портрет Т. Ромбоутса