115
№3 (19) 2017
Календарь памятных дат
Ромбоутса - приверженца италиа-
низирующего направления, в пла-
не колористического решения и
яркости освещения скорее можно
отнести к последователям рубен-
совской школы. На это указывает
более мягкий холодный колорит с
обилием серебристых тонов, при-
сущий фламандской живописной
традиции этого времени, у истоков
которой стоял Рубенс.
Ромбоутсу часто ставят в вину,
что сюжеты и композиции своих
картин он воспринимал как повод
поэкспериментировать с палитрой
цветов и показать свои технические
навыки. В результате использова-
ния дешевых пигментов многие его
работы со временем потускнели,
в особенности пострадали синие
цвета. Как правило, его картины
представляют собой большие, раз-
вернутые по горизонтали компо-
зиции с крупными полуфигурами,
размещенными в неглубоком про-
странстве. Под влиянием Рубенса и
Йорданса приверженность худож-
ника караваджизму становится ме-
нее заметной, из картин Ромбоутса
постепенно исчезают густые тени,
его палитра становится более свет-
лой. Примером может служить его
картина «Аллегория пяти чувств».
Представленная картина была
заказана художнику в 1632 году
епископом Гента Антонием Трие-
стом. Подобные аллегорические
изображения были чрезвычайно
популярны в XVI–XVII веках. В дан-
ной работе каждый персонаж сим-
волизирует опре-
деленное чувство
и для облегчения
идентификации
зрителем
снаб-
жен собственными
атрибутами. Эле-
гантный молодой
человек с трубкой
и чесноком симво-
лизирует Обоня-
ние, весельчак со
стаканом вина в
руке и едой возле
ног представля-
ет Вкус, в слепом
мужчине в цен-
тре с фрагмента-
ми скульптур перед ним легко уз-
нается Осязание. Слух играет на
теорбе - басовой разновидности
лютни, рядом с ним расположились
духовые и струнные инструменты.
Зрение - пожилой человек в очках,
опирающийся правой рукой на зер-
кало в черной раме, в нем зритель
видит отражение части ин-
струментов…
Считается, что лучше все-
го о художнике рассказы-
вают его картины, однако
в случае с Ромбоутсом все
намного сложнее. Произ-
ведения Ромбоутса не от-
личаются ни оригинально-
стью сюжета, ни абсолютно
индивидуальной манерой
письма, они являются до-
брокачественной продук-
цией мастера барокко
средней руки. И только
портрет Теодора Ромбоут-
са кисти гениального Ван
Дейка доказывает, что
личность художника на-
много масштабнее его да-
рования. С портрета на нас
смотрит человек умный и,
как теперь сказали бы, са-
модостаточный. Дорогой
костюм украшен богатым
воротником, холеная эспаньолка,
прекрасный цвет лица говорят о
том, что этот человек не нуждает-
ся в средствах. Его поза гордели-
ва без заносчивости, а взгляд за-
думчив и ироничен. Врожденный
аристократизм и обаяние личности
Ромбоутса снискали ему авторитет
в обществе и расположение лучших
художников своего времени.
Этим – силой личности – объяс-
няется его многолетнее общение
на равных с такими титанами, как
Рубенс и ван Дейк, лавирование
между непримиримыми соперника-
ми, как Рубенс и Янсенс, женитьба
на девушке из дворянской семьи,
пользующейся расположением ис-
панских Габсбургов в пору, когда
положение художника в обществе
было ничуть не более значимым,
чем простого ремесленника.
Ромбоутс скончался в Антверпене
в 1637 году, по неизвестной причи-
не за этим последовало уничтоже-
ние части его картин.
Источники:
h t t p s : / / p r o f i l i b . c o m /
chtenie/38125/l-pulikova-muzey-izyaschnykh-iskusstv-gent-5.php
http://www.peoples.ru/art/painter/abraham_yansens/ http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post154065957 http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post194716131 http://www.cult-turist.ru/country-topics/1947/?it=1947&q=524&tdp=hlptr http://rybens.ru/wedgwood-rybens.phpТеодор Ромбоутс. Аллегория пяти чувств
1632. Холст, масло. 207x288см
А. ван Дейк
Портрет Т. Ромбоутса