65
№3 (19) 2017
Поиск. Версия. Атрибуция
единенными в традиционный для
голландской керамики набор (голл.
«kaststel» – «гарнитур, набор»).
Все вазы декорированы изобра-
жениями парусных судов в обрам-
лении широких картушей в форме
ормушлей. На всех пяти под изобра-
жениями судов в резервах надпись:
«Zoutman» (дословный перевод
на русский язык – «Соленый» или
«Морской человек»). Скорее всего,
данные надписи могут быть интер-
претированы как «Морской волк»
или «Моряк, просоленный морем».
Держатели крышек выполнены в
виде попугаев, клюющих фрукты.
Попугаи – популярные в изобрази-
тельном и декоративно-приклад-
ном искусстве Голландии птицы,
имеющие множество смыслов – от
олицетворения супружеской вер-
ности и образа самого человека,
благодаря умению говорить, до
главного христианского догмата –
Троицы.
На доньях ваз стоят клейма «СF.»,
которые пока не удалось атрибу-
тировать. Вероятно, данная мо-
нограмма принадлежит одной из
делфтских мануфактур или же яв-
ляется инициалами мастера.
Еще две парные вазы с крышками
для табака («pul») из собрания ASG
имеют рельефные гофрирован-
ные тулова восьмигранной формы
в виде бочонков. Они расписаны
цветочными побегами, вырастаю-
щими из стилизованных кашпо, и
цветущими ветками на примыка-
ющих гранях. Их крышки увенчаны
фигурками леопардов.
Здесь на доньях стоят клейма
делфтскойфаянсовой мануфактуры
«De Grieksche A» в виде монограм-
мы «APK», являющейся инициалами
ее владельца Питера Адриансзона
Кокса. Данный тип клейма исполь-
зовался на мануфактуре в период с
1701 по 1703 годы, а также после
смерти ее владельца.
Мануфактура «De Grieksche A»
(«По-гречески») была основана в
южной части Делфта в 1657 году
на месте бывшего пивоваренного
завода. Производство занимало
несколько зданий, в центральном
находились печь, помещения для
просушки изделий, мастерские,
склады и дом хозяина. Всего на
фабрике было две печи, которые
топили раз в неделю, после чего
созданная в них продукция охлаж-
далась и извлекалась наружу. Сре-
ди рабочих мануфактуры принято
было называть свои изделия фар-
фором, хотя это был фаянс.
Все мастера и их ученики состо-
яли в гильдии Святого Луки. Среди
наиболее знаменитых владельцев
мануфактуры были:
– Ваутер ван Энхорн (Wouter van
Eenhoorn, 1658 – 1678, клейма не
выявлены);
– Самуэль ван Энхорн (Samuel
van Eenhoorn, 1678 – 1686, клеймо
«SVE»);
– Адрианус Кокс (Adrianus Kocx,
1686 – 1701, клеймо «AK»);
– Питер Адриансзон Кокс (Pieter
Adriaensz Kocx, 1701 – 1703, клей-
ма «APK» или «AK»);
– Якоб ван дер Кол (Jacob van der
Kool, 1722 – 1757, клеймо «AIK»);
– Ян Тёнис Декстра (Jan Teunis
Dextra, 1757 – 1765, клеймо
«ITD/D»);
– Якоб Халдер Адриансзон (Jacob
Halder Adriaensz, 1765 – 1768,
клеймо «AIH/IH/JH»);
– Ян ван ден Бриел (Jan van den
Briel, 1768 – 1796, клеймо «AJVDB/
JVDB/A»);
– Питер Янс ван Марксвелд (Pieter
Jansz van Marksveld, 1796 – 1811,
клеймо «APVMV»).
Самуэль ван Энхорн первым на
мануфактуре начал использовать
светло-зеленую, светло-голубую и
белую глазурь. В росписях он часто
Клеймо мануфактуры «De
Grieksche A»
Данный тип клейма ис-
пользовался на мануфак-
туре в период с 1701 по
1703 годы
БСИИ ASG, инв. № 11-
2934 (1, 2)
Клеймо на основании вазы
из набора БСИИ ASG, инв. №
11-1036 (1–5)
Пара ваз c крышка-
ми для табака («Pul»)
Голландия, Делфт, мануфак-
тура De Grieksche A, XVIII в.
Фаянс; роспись кобальтом
44×22 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2934 (1, 2)