Table of Contents Table of Contents
Previous Page  67 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 67 / 122 Next Page
Page Background

67

№3 (19) 2017

Поиск. Версия. Атрибуция

Питом, который превратил свой

дом в керамический завод. В

этот период изделия в основном

украшались изображениями гол-

ландских пейзажей с ветряными

мельницами и маринами с парус-

никами. В 1655 году Пит прода-

ет фабрику Ваутеру ван Энхорну

и Квирину Клейнховену. В 1663

году Энхорн передает свою долю

Клейнховену, который скончался

в 1695 году. Его вдова продала

фабрику лейденскому купцу Ио-

ханнесу Кноттеру в 1697 году. При

нем на мануфактуре стало при-

меняться клеймо в виде бутылки.

В конце XVII века на фабрике ра-

ботали такие известные мастера,

как Иоханнес Вербурх, Дирк Банс

и Корнелис ван дер Хаве.

В 1701 года мануфактуру приоб-

рел Марселис Флюхт. В первой по-

ловине XVIII века здесь работал Ян

Сикст ван дер Хук – один из самых

знаменитых мастеров-декорато-

ров Делфта. В 1750 году производ-

ство переходит в руки Кристоффе-

ля ван Доорна и его сына Питера,

который в 1771 году продал за-

вод гончару Якобусу Харлесу, чей

сын Дирк Харлес унаследует его в

1782 году. С этого момента на ма-

нуфактуре начался период упадка,

связанный с низкой конкуренто-

способностью продукции Делфта

образцам немецкой и английской

керамики.

В 1804 году завод был куплен

Гендриком Арнольдусом Пиккаром,

чья дочь Гертруда владела произ-

водством с 1849 года. В 1876 году

«De Porceleyne Fles» был приобре-

тен инженером Йостом Тхофтом

(Joost Thooft) и фармацевтом Абе-

лем Лабушером, которые возроди-

ли производство и вывели объёмы

выпускаемой продукции и ее про-

дажи на высокий уровень. Вместе

с Тхофтом на мануфактуре работал

прославленный модельер Лео Зенф

(Leo Senf).

На дне вазы («knobbel vase») из

собрания ASG, изготовленной на

мануфактуре «De Porceleyne Fles»

в XIX веке, стоит монограмма «HL»,

являющаяся имитацией клейма

Якобуса Харлеса, владевшего фа-

брикой с 1771 года. О том, что

данная ваза изготовлена в XIX, а

не в XVIII столетии, свидетельству-

ет довольно упрощенный харак-

тер росписи. Если в аналогичной

по форме вазе из собрания ASG,

произведенной в конце XVII – на-

чале XVIII веков на мануфактуре

«De Dubbelde Schenkkan», в рисунке

легко читаются изображения кон-

кретных цветов и растений (гвоз-

дики, маргаритки, акант), то в этом

случае «беспородные» цветы нане-

сены на поверхность вазы скоропи-

сью, без заинтересованности авто-

ра их видовой принадлежностью.

Кроме того, ощущается, что орна-

мент делается «набитой рукой»,

без особого внимания к его логике,

которая была присуща изделиями

XVII – XVIII столетий.

В Делфте производили и дру-

гие уникальные формы фаянсо-

вых изделий с примечательными

названиями. Так, вазы с боковы-

ми ручками в виде фляг именова-

лись «пилигримами» (голл. «pelgrim

vaas»), намекая на фляги, которы-

ми пользовались в дороге путеше-

ственники. Вазы, по стилю испол-

нения напоминающие китайские

образы, – «мандаринами» (голл.

«mandarijn» – крупный чиновник в

дореволюционном Китае). Кроме

этого есть и другие примеры, од-

нако в нашей статье мы подробно

остановились лишь на тех формах,

которые есть в Большом собрании

изящных искусств ASG. Несмотря

на малочисленность коллекции,

она вполне позволяет судить о до-

стоинствах изделий самых имени-

тых мануфактур Делфта.

Клеймо мануфактуры «De

Porceleyne Fles»

Данный тип клейма являет-

ся имитацией монограммы

Якобуса Харлеса, владевше-

го фабрикой с 1771 года

БСИИ ASG, инв. № 11-3556

Ваза («Knobbel vase»)

Голландия, Делфт, мануфак-

тура De Porceleyne Fles, XIX в.

Фаянс; роспись кобальтом

40×16,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3556

Список использованной литературы:

1. Delft Blue faience workshops c.1580 – 2010 [Электронный ресурс]. –

Режим доступа:

https://kalden.home.xs4all.nl/dart/d-a-ab-delftblue.htm

Дата доступа: 21.07.2017.

2. Erickson, R. Royal Delft. A Guide to De Porceleyne Fles. – Atglen:

Schiffer Publishing Ltd, 2003. – 299 p.