67
№3 (19) 2017
Поиск. Версия. Атрибуция
Питом, который превратил свой
дом в керамический завод. В
этот период изделия в основном
украшались изображениями гол-
ландских пейзажей с ветряными
мельницами и маринами с парус-
никами. В 1655 году Пит прода-
ет фабрику Ваутеру ван Энхорну
и Квирину Клейнховену. В 1663
году Энхорн передает свою долю
Клейнховену, который скончался
в 1695 году. Его вдова продала
фабрику лейденскому купцу Ио-
ханнесу Кноттеру в 1697 году. При
нем на мануфактуре стало при-
меняться клеймо в виде бутылки.
В конце XVII века на фабрике ра-
ботали такие известные мастера,
как Иоханнес Вербурх, Дирк Банс
и Корнелис ван дер Хаве.
В 1701 года мануфактуру приоб-
рел Марселис Флюхт. В первой по-
ловине XVIII века здесь работал Ян
Сикст ван дер Хук – один из самых
знаменитых мастеров-декорато-
ров Делфта. В 1750 году производ-
ство переходит в руки Кристоффе-
ля ван Доорна и его сына Питера,
который в 1771 году продал за-
вод гончару Якобусу Харлесу, чей
сын Дирк Харлес унаследует его в
1782 году. С этого момента на ма-
нуфактуре начался период упадка,
связанный с низкой конкуренто-
способностью продукции Делфта
образцам немецкой и английской
керамики.
В 1804 году завод был куплен
Гендриком Арнольдусом Пиккаром,
чья дочь Гертруда владела произ-
водством с 1849 года. В 1876 году
«De Porceleyne Fles» был приобре-
тен инженером Йостом Тхофтом
(Joost Thooft) и фармацевтом Абе-
лем Лабушером, которые возроди-
ли производство и вывели объёмы
выпускаемой продукции и ее про-
дажи на высокий уровень. Вместе
с Тхофтом на мануфактуре работал
прославленный модельер Лео Зенф
(Leo Senf).
На дне вазы («knobbel vase») из
собрания ASG, изготовленной на
мануфактуре «De Porceleyne Fles»
в XIX веке, стоит монограмма «HL»,
являющаяся имитацией клейма
Якобуса Харлеса, владевшего фа-
брикой с 1771 года. О том, что
данная ваза изготовлена в XIX, а
не в XVIII столетии, свидетельству-
ет довольно упрощенный харак-
тер росписи. Если в аналогичной
по форме вазе из собрания ASG,
произведенной в конце XVII – на-
чале XVIII веков на мануфактуре
«De Dubbelde Schenkkan», в рисунке
легко читаются изображения кон-
кретных цветов и растений (гвоз-
дики, маргаритки, акант), то в этом
случае «беспородные» цветы нане-
сены на поверхность вазы скоропи-
сью, без заинтересованности авто-
ра их видовой принадлежностью.
Кроме того, ощущается, что орна-
мент делается «набитой рукой»,
без особого внимания к его логике,
которая была присуща изделиями
XVII – XVIII столетий.
В Делфте производили и дру-
гие уникальные формы фаянсо-
вых изделий с примечательными
названиями. Так, вазы с боковы-
ми ручками в виде фляг именова-
лись «пилигримами» (голл. «pelgrim
vaas»), намекая на фляги, которы-
ми пользовались в дороге путеше-
ственники. Вазы, по стилю испол-
нения напоминающие китайские
образы, – «мандаринами» (голл.
«mandarijn» – крупный чиновник в
дореволюционном Китае). Кроме
этого есть и другие примеры, од-
нако в нашей статье мы подробно
остановились лишь на тех формах,
которые есть в Большом собрании
изящных искусств ASG. Несмотря
на малочисленность коллекции,
она вполне позволяет судить о до-
стоинствах изделий самых имени-
тых мануфактур Делфта.
Клеймо мануфактуры «De
Porceleyne Fles»
Данный тип клейма являет-
ся имитацией монограммы
Якобуса Харлеса, владевше-
го фабрикой с 1771 года
БСИИ ASG, инв. № 11-3556
Ваза («Knobbel vase»)
Голландия, Делфт, мануфак-
тура De Porceleyne Fles, XIX в.
Фаянс; роспись кобальтом
40×16,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3556
Список использованной литературы:
1. Delft Blue faience workshops c.1580 – 2010 [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
https://kalden.home.xs4all.nl/dart/d-a-ab-delftblue.htm–
Дата доступа: 21.07.2017.
2. Erickson, R. Royal Delft. A Guide to De Porceleyne Fles. – Atglen:
Schiffer Publishing Ltd, 2003. – 299 p.