Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 12

Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
Р
енессанс
Западная Европа
XVII – XVIII вв.
12
Хронологически коллекцию мебели Большого собрания
изящных искусств ASG открывает небольшой раздел, посвя-
щённый предметам эпохи Возрождения.
Своего рода интродукцией ему служит фрагмент сундука
периода поздней Готики – фасадная часть недошедшего до
нас предмета. Она декорирована классическим резным готи-
ческим орнаментом «Масверком»(нем.masswerk – работа
по нанесённым размерам), представляющим собой изыскан-
ную комбинацию стрельчатых арок, перетекающих в дина-
мично-орнаментальные округлые композиции, такой декор
характерен для позднего периода Готики. Он свойственен
как для французских мебельщиков, так и для мастеров Ни-
дерландов и Германии. Однако французское происхождение
данной доски выдает стилизованное изображение лилии, чи-
тающееся в орнаменте средней части под замком.
Коллекция сундуков в настоящее время насчитывает 27
предметов. Б
Ó
льшая их часть была сделана во Франции, а так-
же в собрании ASG имеются изделия итальянских и испан-
ских мастеров. Эта коллекция позволяет проследить разви-
тие стилистики декора этого вида мебели, а также специфику
конструкции.
Как и другие виды прикладного искусства, мебель Ре-
нессанса наглядно являет те значительные изменения в по-
нимании эстетики предмета, которые приходят на смену
средневековому искусству. Заказчик времен Ренессанса –
это обеспеченный горожанин, вдохновенно занимающийся
«первоначальным накоплением капитала», который требо-
вал от нового искусства, в сути своей утверждающего право
на прагматичное рациональное мировоззрение, отражения
тех ценностей, которые были ему близки и понятны. В отли-
чие от своего предшественника, жившего в эпоху Cредневе-
ковья, человек Возрождения хотел жить комфортно и готов
был за это заплатить, ему были свойственны позитивный
взгляд на мир и активная позиция, что и определило резко
возросший спрос на мебель.Таким образом, на развитие ис-
кусства мебели Возрождения повлияла успешность пред-
принимательской деятельности горожан и быстро возник-
ший у них материальный достаток.
Возрастают не только объемы производства, но и из-
меняются формы и принципы декорирования мебели.
Изменяется даже устройство предметов: на смену так на-
зываемой «ящичной» конструкции, при которой изделие
собиралось из тяжелых массивных досок, приходит «ра-
мочно-филенчатая», где все элементы делятся на несущие,
соединенные в раму, и несомые, определяющие форму
предмета. Задача мастера-мебельщика сделать изделие та-
ким образом, чтобы эти несущие и несомые части не были
бы скрыты, а жили бы гармоничной жизнью, органично до-
полняя друг друга. Во всех предметах Возрождения всегда
можно прочитать динамическое соединение конструктив-
ных и декоративно-орнаментированных элементов мебели,
выделяющих ее функцию. Былая средневековая орнаменти-
ка не позволяла делать это успешно, вот почему Возрожде-
ние открывает множество новых орнаментальных мотивов,
при этом не забывая старые. Например, орнамент «рыбьи
пузыри», бытовавший в готическом искусстве, продолжает
украшать предметы и в эпоху Ренессанса, то же можно ска-
зать и о классическом для Готики мотиве «льняные склад-
ки», в чем можно убедиться при рассмотрении сундука
БСИИ ASG (кат. №8, илл. 2). Вопрос о месте изготовления
можно считать открытым, так как декор «льняных скла-
док» бытовал как во Франции, так и в Северной Италии, и
в Испании. Принадлежность к испанской мебели возможна
по причине сохранности у сундука фрагментов замка, ха-
рактерного для мастерских Толедо.
Уже в XV веке в прикладном искусстве появляются новые
орнаментыи элементы. В искусство приходят мотивыАнтич-
ности, такие как акант, лавровая ветвь или венок, ветка паль-
мы, гермы, пальметты, гротески и т.д. В декоре используются
античные персонажи и целые сюжеты, мы можем увидеть
здесь сцены из Библии и Евангелия, а также Жития святых.
Возрождение широко использует в украшении мебели плоды
смоквы, граната, изображения яблок, груш и других фрук-
тов, символизирующих жизнелюбие человека этого времени.
Илл. 1
Фасадная доска сундука
Франция, ок. 1500 г. (XV в.)
Массив ореха, кованое железо, резьба
55×134 см
БСИИ ASG
Инв. № 24- 3332
Р
енессанс
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...234
Powered by FlippingBook