Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 132

Если стиль Регентства можно назвать предисловием Рококо, то Тран-
зисьон – это его послесловие. Стиль Транзисьон во многом уникален.
Во-первых, он характерен, прежде всего, для французского прикладного
искусства и особенно для мебели. В художественных ремеслах других
стран, таких как Италия, Германия, Голландия и даже Россия, мы можем
увидеть определенные черты, найденные французскими мебельщиками
Транзисьона, но выделять предметы, несущие эти особенности, в отдель-
ный стиль не представляется обоснованным. Во-вторых, непродолжи-
тельно и время его существования – не более четырнадцати лет с 1760 по
1774, т.е. вторая половина времени правления Людовика XV. Своеобразие
и архитектоника предметов обстановки во многом определялись твор-
чеством выдающегося архитектора Анжа-Жака Габриэля (Ange-Jacques
Gabriel, 1698 – 1782), создавшего Малый Трианон в Версале, спроекти-
ровавшего одну из главных площадей в Париже – Площадь Согласия, или
как она называлась раньше, Площадь Людовика XV. Значительную роль
в развитии стиля Транзисьон сыграл Жан-Франсуа Эбен (Jean-François
Oeben, 1721 – 1763), оказавший воздействие на многих парижских ме-
бельщиков. В-третьих, занимая промежуточное положение между стиля-
ми Людовика XV и Людовика XVI, он был обречен на поиск компромисса
между декоративной куртуазностью Рококо и рационализмом следую-
щего стиля – Неоклассицизма. Перечисленные особенности определи-
ли характер стиля, блестяще нашедшего компромиссное решение между
противоположными эстетическими воззрениями. В мебели изменения
проявились в преобразовании конструкции, постепенном отказе от мяг-
ких перетекающих форм и округлостей. Вогнуто-выгнутый контур пред-
мета теперь часто соседствует с прямыми линиями и плоскостями. Вновь
обозначается грань между несущими и несомыми элементами. Последние
хранят мягкость, однако становятся выпрямленными и более отчетливо
воспринимаемыми. Ножки еще имеют форму кабриоль, но их соединение
с корпусом носит более строгий характер. В предметах корпусной мебе-
ли, таких как бюро, комоды и тумбы, появляются характерные особенно-
сти: выступающий в средней части фасада небольшой ризалит, берущий
на себя функцию центра симметрии, которая, как правило, в Рококо не
акцентировалась. Специфичны для стиля Транзисьон и плоские скосы на
торцах боковин, одновременно определяющие и сглаживающие контур
изделия. Меняется фанеровочный набор, часто применяется массив ореха,
более активно используется и красное дерево, а также фруктовые породы.
Преобразуется бронзовый декор: накладки уменьшаются в размере и ско-
рее подчеркивают форму, чем сглаживают её. Вновь появляется интерес к
античности, проявляющийся в использовании древнегреческих орнамен-
тальных мотивов, персонажей и сюжетов.
Коллекция мебели Транзисьон Большого собрания изящных ис-
кусств ASG насчитывает 45 предметов, из них авторских – девять. В это
время продолжают работать мастера Рококо: Жан Хольтхаузен (Jean
Holthausen), Жан ЖоржШлихтиг (Jean-George Schlichtig, 1736 – 1782).
Кроме их работ собрание ASG имеет произведения Жана Попселя (Jean
Popsel, род. в 1778 г.) – низкий шкаф кат. № 390, Николя Пьера Севери-
на (Nicolas Pierre Séverin, 1728 – 1798) – секретер с дверцами кат. №394,
Этьена Авриля (Etienne Avril, 1748 – 1796) – два комода кат. №400, кат. №
401. Кроме того, комоды также делали: Луи Обри (Louis Aubry, 1741 –
1814) – кат. № 403, Пьер Гарнье (Pierre Garnier, ок. 1720 – 1800) – кат. №
404 и Николя Александр Лапи (Nicolas Alexandre Lapie, ок.1730 - 1775) –
кат. №406.
Стиль Транзисьон часто называют изящным, и, действительно, для
этой мебели свойственны облегченность форм и изящество пропорций,
в этом можно убедиться, глядя на столик (кат. №399, илл. 42), атрибутиро-
ванный Эльзой Козловски (фр. Elsa Kozlowski) – экспертом мебели аукци-
онного дома Tajan.
Функционально он,
скорее, небольшая тум-
ба, нежели стол. Этот тип
мебели сформировался в
середине XVIII века и полу-
чил у себя на родине назва-
ние – «Малый шифоньер».
Шифоньером во Франции
называется предмет мебели
с несколькими выдвижны-
ми ящиками небольшо-
го размера. В отличие от
комода он предназначен
для хранения не одежды,
а бумаг, драгоценностей,
парфюмерии и т.д. Об уме-
нии выявлять возможности
материала говорят изы-
сканные вытянутые ножки,
несмотря на свои размеры,
не имеющие внизу, каза-
лось
бы,
необходимую
стяжку проножек. Имен-
но её отсутствие придает
вещи ощущение изящества
и грации. В Государствен-
ном Эрмитаже имеется
близкий к данному малому
шифоньеру столик, стили-
стически исполненный в
традициях
Людовика XV
Илл. 42
Малый шифоньер
Франция, 60-е гг. XVIII в.
Палисандр, розовое дерево, маркетри,
золочёная бронза
80×37×25 см
БСИИ ASG, инв. № 19-2002
Т
ранзисьон
(1760-1774)
Франция
вторая половина XVIII в.
Т
ранзисьон
Илл. 43
Малый шифоньер
Франция, XVIII в.
Набор из различных пород дерева,
маркетри, резьба, бронза
69×34×27 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
132
1...,122,123,124,125,126,127,128,129,130,131 133,134,135,136,137,138,139,140,141,142,...234
Powered by FlippingBook