Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 146

П
ериод Людовика XVI
Франция
вторая половина XVIII в.
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
146
На смену стилю Транзисьон в 70-ые годы приходит новый стиль,
получивший название Неоклассицизм. Кроме того, что XVIII столетие
называют временем Рококо, его также связывают с развитием наук и про-
свещения. XVIII век – век Просвещения. Именно тогда наука осознавала
не только свою способность к преобразованию мира, но и высокую вос-
питательную миссию. Все это отразилось в деятельности французских
энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье. В области изобра-
зительного искусства таким просветителем в Европе можно считать Иоа-
ганна Винкельмана, благодаря которому Европа вновь проявила интерес
к античности. В его трудах, а также в гравюрах и исследованиях Адама,
Кейлюса, Кошена и Нефоржа перед мастерами мебели и других видов
декоративно-прикладного искусства предстало рациональное искусство
древней Греции и Рима. С этого времени изучение античных памятников
стало едва ли не главным интересом просвещенной Европы. Этому спо-
собствовали раскопки Геркуланума иПомпей. Общеевропейский интерес
к античности определил своеобразный интернационализм складывающе-
гося стиля, а сам термин «неоклассицизм» есть свидетельство желания
быть приемниками былой «классической» культуры и создавать не усту-
пающие ей, но новые («нео») классические произведения для будущих
поколений. Идея рационализма как возможного источника эстетических
ценностей оказалась воспринятой при дворе нового монарха Людовика
XVI, проявлявшего, особенно в первые годы своего правления, интерес к
точным наукам. Он страстно увлекался часами, а также другими механиз-
мами, станками и слесарным делом.
Во Франции Неоклассицизм получает название стиль Людовика XVI
и имеет временной интервал с начала 70-ых годов до конца 80-ых, т.е. до
Французской Буржуазной революции 1789 года. В принципе, продол-
жают бытовать те же виды мебели, что и в предшествующий период, но
меняются их формы и декор. Теперь они тяготеют к простоте геометриче-
ски четких объемов. Этой мебели свойственно разделение на несущие и
несомые части, что не мешает ей быть украшенной орнаментом, резьбой,
золотом, где каждому из этих элементов отводилось строго определён-
ное место. Если в основе орнаментики Рококо были рокайль, ормушль,
картель и пр., то на смену им в стиле нового короля пришли – круг, овал
и прямоугольник. Все эти фигуры орнаментируются меандром, бегущей
волной – кимой, овами, пальметтами, графически четко организованной
арабеской, а также всеми традиционными элементами античного декора.
Такая орнаментика свойственна как резным элементам мягкой мебели, так
и набору корпусной. Едва ли не главным композиционным принципом вы-
ступает симметрия. Бронзовые накладки продолжают декорировать пред-
мет, но своим присутствием всячески подчеркивают тектонику. Для стиля
Людовика XVI свойственны тяги и окантовки прямоугольных форм, часто
дополненные жемчужником, представляющим собой стилизованую нит-
ку жемчуга, или шевронами – декоративными элементами в виде стержня,
обвитого лентой.
Вместо сложных форм Рококо в Неоклассицизме преобладают пря-
мые линии. Если для Рококо формообразующим видом можно назвать
комод, то для Неоклассицизма примечателен секретер с откидной доской
(фр. secr
é
taire à abattant). Это, как правило, более объемные бюро, в кото-
рых прямоугольные формы, симметрия и уравновешенность всех элемен-
тов составляют главные художественные качества. Если в предыдущее вре-
мя декоративный эффект заключался в сопоставлении золоченой бронзы с
палисандром, то теперь его место занимает красное дерево. Мастера часто
используют сплошную фанеровку, дань которой в полной мере отдадут
позже, в эпоху Ампира. МебельНеоклассицизма украшена сложными ком-
позициями с античными руинами и пейзажами. Мебели Людовика XVI не
свойственно многообразие сводов спинок мебели для сидения, так как в
моде простые прямоугольные формы. Вместо ножек-кабриоль появляют-
ся опоры в виде округлых, иногда квадратных в сечении колонн или стол-
биков с вертикальными желобками – каннелюрами. Вверху их соединение
с царгой акцентировано специальным элементом – «кубиком», декори-
рованным на фасадной грани цветком, пальметтой или алмазной гранью.
Популярной становится левкасная мебель, окрашенная в светлые тона.
Коллекция мебели Людовика XVI в Большом собрании изящных ис-
кусств ASG имеет самый большой список авторских работ. Здесь пред-
ставлено 17 авторов – мебельщиков Парижа:
1. Жан-Альдебер Вови (Jean-Aldebert Vоvis, род. в 1735)
2. Кристоф Андре Аш (Сhristophe André Hache, 1748 – 1831)
3. Рене Дюбуа (René Dubois, 1737 – 1799)
4. Жак Биркле (Jacques Bircklé, 1734 – 1803)
5. Жан-Рене Надаль (Jean-René Nadal, род. в 1733)
6. Матье Бов (или Дебов) (Mathieu Bauve ou Debauve, ум. ок. 1786)
7. Жан-Батист Клод Сене (Jean-Baptiste Claude Sené,1747 – 1803)
8. Жан Ависс (Jean Avisse, 1723 – 1796)
9. Симон Жан (Simon Jean)
10. Жан-Батист Булар (Jean-Baptiste Boulard, ок. 1725 – 1789)
11. Жан-Этьенн Сен-Жорж (Jean-Etienne Saint-Georges, 1723 – 1790)
12. Элуа Пьер Ланглуа (Eloi Pierre Langlois, 1737 – 1805)
13. Адриен Пьер Дюпен (Dupain, Adrien Pierre)
14. Пьер Моро (Pierre Moreau, 1722 – 1798)
15. Антуан Боннмэн (Antoine Bonnemain, род. в 1725)
16. Пьер Ларок (Pierre Laroque)
17. Шарль-Франсуа Эврар (Charles François Evrard, ум. ок. 1770)
Н
еоклассицизм
(стиль Людовика XVI) 1774 – 1789
Илл. 48
Секретер
Франция, кон. XVIII в.
Орех, розовое и лимонное дерево, маркетри, золоченая бронза, медь,
розовый мрамор с красными прожилками и включениями серо-зеленого
цвета (Breche de Tavira)
181×101,5×56,5 см
БСИИ ASG, инв. № 15-1377
1...,136,137,138,139,140,141,142,143,144,145 147,148,149,150,151,152,153,154,155,156,...234
Powered by FlippingBook