Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 227

взял на себя большую часть работы по изготовлению мебели,
о чем свидетельствуют образцы раннего Неоклассицизма, но
использовал при этом клеймо Дюбуа Старшего. Этот факт
затрудняет атрибуцию предметов, выполненных в данный
период. Атрибуцию работ Рене Дюбуа также осложняет
стилистическая схожесть с предметами мебели Филиппа Клода
Монтиньи и наличие на ней клейм обоих мастеров.
Рене Дюбуа имел множество королевских заказов. Для Лю-
довика XV он исполнил ансамбль из бюро, шкафа для бумаг
и чернильницы, подаренный Екатерине II. Затем данный ан-
самбль принадлежал князю Александру Куракину. В «Перечне
лучших мастеров» (1772 г.) Рене Дюбуа был назван одним из
лучших эбенистов столицы, а в «Общем альманахе торговцев»
(1779 г.) – «эбенистом королевы». Для неё мастер выполнил
комод с одним ящиком, по центру украшенный небольшими
рельефными изображениями двух голубей, сиренами по углам,
а также сетчатым накладным орнаментом из бронзы. Покрыт
комод был японским и европейским лаком. Позднее данный
комод стал известен как «свадебный сундук» Марии-Антуа-
нетты.
Излюбленными предметами мастера являлись секретеры,
которые он украшал европейскими или дальневосточными ла-
ками и бронзовыми элементами, а также этажерки для хране-
ния бумаг. Карьера Рене Дюбуа развивалась активно до 1780-х
гг. Затем он посвятил себя торговле мебелью в магазине на углу
улиц Монмартр и Сент-Эсташ. Полностью же оставил дело на-
кануне Революции.
ДЮБЮ́
, ЖАН-ФРАНСУА
(Dubut, Jean-Francois, ум. в
1778).
Эбенист. Не имея официального звания мастера, ставил
клейма на свои работы как привилегированный мастер короля.
Успешно работал в стиле Людовика XV и Транзисьон.
В Музее декоративных искусств Парижа хранится неболь-
шой секретер, декорированный с лицевой стороны вставками
из красного, золотого и черного лака в китайском стиле с клей-
мом Дюбю и Лёлё, который, скорее всего, выполнял роль ре-
ставратора. Стиль Дюбю отличается высокой эклектичностью.
У мастера не сложился набор привычных приемов, в связи с
чем атрибуция его работ довольно трудна. Кроме лаков он ча-
сто использовал шпон с набором маркетри в виде цветов или
военных трофеев. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петер-
бурга хранится большой секретер из палисандра с цветочным
набором маркетри, вставками из тонированной слоновой кости
и перламутра, а также золочеными бронзовыми накладками с
лиственными мотивами. Неожиданная форма данного секре-
тера с двойным изгибом и его декор не соответствуют фран-
цузскому вкусу. В связи с этим можно сделать предположение,
что Дюбю работал по заказам иностранных клиентов и по их
рисункам.
После смерти эбиниста все его имущество было выставле-
но на торги, организованные 11 мая 1778 г. Количество выстав-
ленных предметов еще раз подтвердило успешность данного
мастера и высокий спрос на его работы. Покупателям были
предложены: библиотеки, шкафы-секретеры цилиндрической
формы, овальные и круглые столы, шкатулки для мелких кар-
манных вещей, бюро, угловые тумбы, комоды, шифоньеры, ту-
алетные столики, экраны – все из индийского дерева.
ДЮПЕ́
Н, АДРИЕ́
Н ПЬЕР
(Dupain, Adrien Pierre)
.
Получил звание мастера в 1772 г. Краснодеревщик с улицы
Шаронн, выполнял заказы Марии-Антуанетты и королевского
двора (кресла для замка Сен-Клу). Много работал на торговцев,
галантерейщиков и обивщиков, в том числе братьев Пресль.
Мебель Дюпена отличалась органичными пропорциями,
простотой и прочностью каркасов. Особой изысканностью в
его работах отличается резьба. После Революции продолжил
свою деятельность вплоть до прихода к власти Наполеона
Бонапарта.
Ж
ЖАН, СИМО́
Н
(Jean, Simon)
. Получил звание мастера
в 1787 г. Возможно, был братом Поля Франсуа Жана,
работавшего на улице Амело, около Бастилии. Прославился
благодаря мебели для сидения эпохи Людовика XVI, а именно
оригинальными моделями плетеных кресел со спинками в
форме сердца и малыми креслами со сводами спинок «шляпа
жандарма».
К
КАРЕ́
ЛЬ, ЖАК ФИЛИ́
ПП
(Carel, Jacques Philippe, 1688,
Париж – ок. 1755).
Получил звание мастера в 1723 г. Учился у
Томаса Аша. Работал в Гренобле и Париже. В 40-е гг. XVIII в. –
одинизведущихмастеровРококо.Дляегостиляхарактернаровная,
геометрически разложенная фанеровка. Широко использовал
атласное, розовое, фиалковое дерево и амарант в цветочном
маркетри. Выполнял мебель и в стиле шинуазри. Известно более
90 предметов с клеймом Кареля: комоды с двумя выдвижными
ящиками, угловые тумбы, консоли, бюро cо скошенной откидной
крышкой и т.д. Клиентами мастера были: принц Вюртемберг,
маркиза де Помпадур, представители королевского хранилища
мебели Гард-Мёбль. На некоторых изделиях с клеймом Кареля
стоят и клейма других мастеров – Шевалье и Жанти.
КРЕССО́
Н, ЛУИ I
(Cresson, Louis I, 1706 – 1761)
. Получил
звание мастера в 1738 г. Сын столяра Жана Крессона (Jean
Cresson). Обучался в мастерской «Образ Святого Людовика»
на улице де Клери. Работал по заказам принца Конде и герцога
Орлеанского. Выполнил инвалидную коляску для внука
Людовика XV герцога Бургундского. Особой популярностью
пользовалась мебель для сидения со спинкой-«кабриоль»
и «спинкой королевы» классических и элегантных форм с
резным декором, заполненная «плетёнкой» или обитая тканью
(стулья, кресла, шезлонги, канапе, кушетки и т.д.).
КРИЭ́
Р, МАТЬЕ́
(Criaerd, Mathieu, 1689 – 1776)
. Наиболее
известный и талантливый мастер из семьи эбенистов Криэров.
Получил звание мастера в 1738 г. Работал в мастерской
на улице Траверсье-Сен-Антуан. Вероятно, сотрудничал с
Жаном-Франсуа Эбеном, торговцем мебелью Эбером (Hébert)
и поставщиком мебели двора Жилем Жубером (Gilles Joubert),
для которого исполнил четыре комода в охотничий домик
ля Мюэтт около Сен-Жермен-ан-Лайе. В 1767 г. передал
мастерскую сыну Себастьяну Матье (Sébastien Mathieu).
Матье Криэр выполнял предметы, относящиеся к различ-
ным видам мебели, которые представляют собой почти пол-
ную панораму эволюции форм мебели середины XVIII в. (Ре-
гентства, Рококо). Мастер использовал древесину палисандра,
амаранта, эбенового, атласного, розового и лимонного дерева,
а в декоре – орнаментику, построенную на крестообразных
мотивах, маркетри в виде свободно расположенных цветов,
бело-голубой тонированный левкас и восточные лаки в стиле
шинуазри. Характерной особенностью предметов Криэра явля-
ется умеренность и такт в использовании бронзовых накладок.
Именно они в виде тонкого растительного орнамента – листьев
и гирлянд, образующих в центре рамку изогнутой формы,
позднее станут отличительной чертой его продукции.
КЮВИЛЬЕ́
СТАРШИЙ, ФРАНСУА́
ДЕ
(Cuvilliés l'Ancien,
François de, 1695 – 1768)
. Бельгийский архитектор, работавший
в Мюнхене и создававший, наряду с архитектурными
проектами, рисунки для предметов интерьера. Выполнял
заказы двора архиепископа и курфюрста кельнского Клеменса
Августа Баварского (1700 – 1761). Знаменитые постройки
мастера: Охотничий замок Фалькенлуст (1729/1740), Дворец
Хольнштайн, Мюнхен (1733/1737), Амалиенбург, дворец
Нимфенбург, Мюнхен (1734/1739).
Л
ЛАНКРЕ́
, НИКОЛА
(Lancret, Nicolas, 1690 – 1743).
Французский живописец эпохи Рококо, ученик и последователь
Антуана Ватто. Член Парижской академии художеств с 1719 г.
Работал при дворах Фридриха II, герцога д’Антена и маркиза
Антуана Кроза. Излюбленные темы – праздники и маскарады с
персонажами итальянских комедий, галантные и пасторальные
сцены.
М
еждународный институт антиквариата
СПИСОК АВТОРОВ
227
1...,217,218,219,220,221,222,223,224,225,226 228,229,230,231,232,233,234
Powered by FlippingBook