Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 36

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
Б
арокко
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
36
Б
арокко
Семнадцатое столетие – век Барокко. Это время пышных деко-
ративных форм, время утверждения чувственного начала, динамич-
ного, эмоционально-насыщенного образа в искусстве. В семнад-
цатом столетии происходит резкое изменение самого принципа
понимания художественного образа в мебели, если раньше декора-
тивность определялась пластическими возможностями древесины
и пышностью ткани, то теперь мебель мыслится как монументаль-
ное сооружение, где репрезентативное преобладает над функцио-
нальным, когда конструкция предмета не должна быть очевидной,
прямолинейной, подчиненной логике его использования. Это про-
явилось в увеличении размеров предметов, их эффектности и пом-
пезности. В конструкции проявляется желание не столько выявить
форму мебели, разделив её на тектонические элементы, сколько пре-
дать ей как можно больше масштабности, динамики и слитности в
единое впечатляющее целое.
В мебели Франции начала века ещё сильны традиции и сти-
листические элементы Ренессанса, возникшие под воздействием
итальянских мастеров. Во второй половине столетия французские
предметы обстановки становятся самостоятельным художествен-
ным явлением, и уже французское влияние со всей очевидностью
проявляется в работах европейских мебельщиков.
В XVII веке происходит дальнейшее развитие всех видов мебе-
ли, их типового разнообразия. В декоре все большую роль приоб-
ретает объёмная резьба, линии становятся более пластичными. В
конце века появляется новая форма ножки мебели, изгибающаяся в
причудливом S- образном силуэте – «кабриоле».
В первой половине XVII в. основное внимание в изготовлении
мебели уделяется традиционным породам дерева, а во второй по-
ловине столетия ценятся экзотические породы древесины, приме-
няется золоченая бронза. В украшении мебели большое значение
приобретают инкрустация, интарсия и маркетри – эти приемы по-
зволяют сделать предмет более ярким, чем если бы он был сделан
просто из дерева. При инкрустации древесина украшается встав-
ками из различных материалов – перламутра, мрамора, керамики,
металла и цветных камней, которые накладываются на поверхность
и отличаются от неё по цвету или фактуре материала. Интарсия
декорирует массив дерева вставками древесины другого цвета.
Маркетри покрывает основу мебели, сделанную из простых пород,
разноцветным набором шпона заморской древесины невиданных
доселе оттенков.
Первой экзотической породой в мебельном производстве Евро-
пы стало ценное эбеновое дерево с твёрдой чёрной древесиной,
имевшее после полировки характерный восковой блеск. По назва-
нию этой породы во Франции мастеров, изготовляющих качествен-
ную мебель, стали называть эбенистами или, по-русски, «чёрноде-
ревцами». В России, позднее, вместо чёрного дерева использовалось
красное, поэтому мебельщиков стали называть краснодеревщиками.
Приходит новый материал декора – тонкие срезы специально
обработанного панциря черепахи, более широко стали использо-
ваться (не без воздействия южно-европейских мастеров) перла-
мутр, слоновая кость.
Кроме этого, особенно яркое, едва ли не шокирующее, впечат-
ление производила золоченая мебель. Деревянная основа грунто-
валась меловым левкасом, а сверху покрывалась сусальным золо-
том, производя впечатление предмета, сделанного полностью из
драгоценного металла.
Французская мебель XVII века
Мебель Франции проходит в XVII столетии яркий эволюци-
онный путь. Это время осознания необходимости единства, как
национального, политического, религиозного, так и художествен-
ного. Прагматизм и рациональное начало в соединении с тради-
ционно развитым чувством прекрасного становятся характерны-
ми чертами культуры страны. Уже Генрих IV Бурбон (фактическое
время правления 1589-1610), придя к власти, проводит политику
прагматизма, целью которой является улучшение повседневной
жизни и приумножение богатства королевства. Королевская воля
послужила импульсом для развития экономики страны в целом и
для развития мебельного искусства в частности.
Французская мебель начала XVII века Людовика XIII (время
правления 1610-1643) во многом продолжает традиции Ренес-
санса, придавая им свои барочные черты. Как и прежде, в произ-
водстве мебели используются отечественные породы дерева, как
правило, это орех, реже бук или каштан. Из такой древесины дела-
ется и корпусная мебель, и мебель для сидения, которая особенно
активно разрабатывается в XVII веке. С небольшой долей условно-
сти можно сказать, что именно в этом столетии в обиход европейца
приходит кресло, ставшее любимым предметом меблировки. В сво-
ей дальнейшей эволюции кресло становится всё более комфорт-
ным – жёсткие спинки и сидения сменяются мягкими. В XVII веке
спинка откидывается назад, хотя ещё и не имеет свода, такая форма
спинки становится одной из первых «канонических» и получит
позднее выразительное название «спинка королевы» (она прямая,
как спина королевы во время приёмов). Характерными элементами
мебели для сидения XVII века являлись ножки-кабриоли и соединя-
ющие их фигурные или точёные проножки. Во времена Генриха IV
и Людовика XIII эти детали изготовлялись на токарном станке (кат.
№114, илл. 10). Позднее, при Людовике XIV«короле-солнце»(вре-
мя правления 1643-1715) вместо точёных деталей появляется рез-
Илл. 10
Кресло с точеными деталями
Франция (Бургундия), кон. XVII в.
Орех, точение, резьба
116×66,5×66,5 cм
БСИИ ASG
Инв. № 11-2978 (1,2)
1...,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35 37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,...234
Powered by FlippingBook