Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 38

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
Б
арокко
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
38
собрания изящных искусств ASG (кат.№ 63, илл.14), имеющий
много общего с продукцией мастерской Жана Масе. Данный ка-
бинет является характерным примером использования в мебели
эффектного сочетания декорирующих материалов. Выдвижные
ящики кабинета, ниша и обрамляющие ее колонны декорированы
панцирем черепахи, имеющим в основе благородную темно-ко-
ричневую, с переходами к более светлым пятнам, окраску. Она
замечательно сочетается с черным деревом и золочеными брон-
зовыми деталями. Акцентирующим композиционным элементом
служат золочёное бронзовое изображение Афины со щитом в
центральной арке, а также бронзовые орлы и гротески по бокам
от неё. По всему фасаду расположены орнаментальные «кружев-
ные» элементы в виде небольших окружностей с блестящими
точками в центре. Они выполнены в технике «пике», когда отре-
зок нагретой золотой или серебряной проволоки вертикально
вбивался в фоновую древесину или пластину панциря черепа-
хи. После этого излишки металла спиливали и полировали всю
поверхность.Праздничность и помпезность предмету придают
навершия на балюстраде, а также фигуры херувимов в середине.
Интересно, что в декоре кабинета используется и красное дерево,
декоративные возможности которого в полной мере будут ос-
мыслены позднее.
Своим репрезентативным видом кабинеты этого типа сниска-
ли большую популярность. Они происходят из мастерской выше-
упомянутого мастера Масе. Он был приглашен из Нидерландов
вдовствующей королевой Марией Медичи (1575- 1642, королева
1600-1610гг., вдовствующая королева 1610-1642 ). О том, какое
значение придавали продукции этой мастерской, можно судить
по тому, что близкий аналог кабинета Большого собрания изящных
искусств ASG имеется в музее декоративного искусства в Париже
(илл. 15) и воспроизводится в литературе как характерный образец
искусства времени Людовика XIII. Представлены такие кабинеты и
в других крупных собраниях, в частности, в России(см. ниже).
В XVII веке во Франции появляется новый вид мебели, кото-
рый имеет плоскую столешницу, однако называется не письменный
стол, а бюро. Считается, что первые образцы таких бюро были сде-
ланы для кардинала Мазарини, поэтому их и называют «бюро Ма-
зарини». В собрании ASG имеются два таких бюро (кат. № 95, илл.
16; кат.№93, илл. 17).Особенно эффектно декорировано второе – с
резными костяными вставками на фоне чёрного дерева.
Мебель других стран
В ряде европейских стран возникает своя национальная интер-
претация барокко. Подчеркнуто динамична и декоративна мебель
Италии, в которой читается стремление сделать предмет мак-
симально выразительным. Как и во Франции, в первой полови-
не XVII века в северной части Италии ещё сохраняются черты
Ренессанса. Примером этому являются дорожные кабинеты,
украшенные тонким растительным орнаментом слоновой кости
на контрастном глубоком фоне эбенового дерева, из Большого
собрания изящных искусств ASG (кат.№56; кат. №57).
Начало XVII века – пора воздействия на европейскую мебель
самобытного ремесла мебельщиков Испании и Португалии. Отли-
чительной чертой их изделий стало широкое использование токар-
ных и витых элементов, поражающих воображение своим разноо-
бразием. Образцами могут служить два португальских кабинета
собрания ASG (кат. № 62, илл. 18; кат. № 66, илл. 19,20 ). Оба они
на родных рамах-основаниях, ножки которых представляют собой
сложную композицию из токарных деталей в виде дисков, балясин
и витых элементов. Резная царга второго кабинета по форме напо-
минает арбалет, своей округлой формой он вполне соответствует
пластике барокко (илл. 19).
Интенсивность развития стиля барокко в разных странах Евро-
пы не одинакова. Во Франции барочная масштабность Гранд стиля
уходит в прошлое уже во втором десятилетии XVIII века. Во мно-
гих же других странах пышные формы барокко продолжают суще-
ствовать еще долгое время. Вот почему в настоящем каталоге стиль
Илл. 14
Кабинет на пьедестале
Голландия, XVII в.
Чёрное и красное дерево,
черепаха, золочёная бронза,
инкрустация, резьба
220×125×46 см
БСИИ ASG
Инв. № 18-1835
Илл. 16
Плоское «Бюро Мазарини»
Франция, кон. XVII в.
Набор маркетри, резьба
74×99,5×58 см
БСИИ ASG
Инв. № 13-2727
Илл. 17
Плоское «Бюро Мазарини»
Италия (?), основные фраг-
менты XVII в.
Чёрное дерево, слоновая
кость, гравировка, резьба
78×74,5×54 см
БСИИ ASG
Инв. № 15-2208
Илл. 15
Жан Масе(Jean Macé)
Кабинет на раме
Франция, XVII в.
эбеновое и красное дерево,
черепаха, золоченая бронза,
инкрустация, резьба
200×148×46 см
Музей декоративного искус-
ства, Париж
1...,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,...234
Powered by FlippingBook