Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 39

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
39
Б
арокко
М
еждународный институт антиквариата
барокко в отношении других стран, кроме Франции, пролонгиро-
ван и в XVIII столетие.
Как в Испании, так и в Португалии в конце XVII – начале
XVIII вв. широко используется в мебели для сидения толстая бычья
кожа. Центром ее выделки и художественной обработки была Кор-
дова – старинный центр науки, искусства и ремесел, получивший
мировое признание еще во время мавританского правления. Здесь
изготавливали кресла и стулья с характерными высокими прямыми
спинками. Кожа на сидениях и спинках была покрыта сложным
тисненым и резным узором, иногда она окрашивалась в тёмно-бор-
довый цвет и золотилась. Отличительной чертой этой мебели
стали гвозди с очень крупными, до 3-4 сантиметров в диаметре,
латунными или бронзовыми шляпками, которыми кожа крепилась
к каркасу. Ярким образцом «португальской» мебели для сидения
является набор из шести стульев Большого собрания изящных ис-
кусств ASG (кат. № 109, илл.21). Аналоги широко представлены во
многих музеях России и Европы.
Оформляется и приобретает свои характерные черты мебель
Нидерландов. Примером тому может служить поставец Большого
собрания изящных искусств ASG(кат. № 68, илл.22), его барочный
характер проявляется в подчёркнуто массивных ножках рамы в
виде ваз. Украшает поставец характерная резная деталь под цар-
гой. Однако, в отличие от мебели других стран, здесь ощущается
стремление к компактности предмета, способности его входить в
интерьер небольшой жилой комнаты, не особенно загромождая её.
Своеобразие голландской мебели ощущается даже в том случае,
когда мастера повторяют образцы другой страны, как, например,
индивидуально голландское «бюро менялы» Большого собрания
изящных искусств ASG (кат.№96, илл. 23 ) в сравнении с подобным
ему бюро французских мебельщиков (кат. №94).
Не менее оригинальны предметы обстановки из Германии. В
целом, искусство этой страны в XVII в. пережило сложные истори-
ческие моменты. В первой половине века она стала ареной едва ли
не первой общеевропейской войны, получившей название «Три-
дцатилетней». В результате этого Германия фактически была ис-
ключена из процесса культурного развития всю первую половину
века, вплоть до 1648 года, когда был заключен «Вестфальский мир».
Только после этого события начинается культурное возрождение
страны. Мебель, как и искусство в целом, развивается в регионах
Германии неравномерно. Наиболее активными центрами становят-
ся южные и юго-западные города, особенно в долине реки Рейна.
Другой особенностью немецкого искусства станет его разделение
на бытующее при многочисленных княжеских дворах и искусство
городского бюргерства. Дворцовым интерьерам Германии свой-
ственно подражание Версалю. Бюргеров XVII в. отличает консер-
вативность вкусов и нежелание отказываться от ренессансного
прошлого, воспринимаемого им уже как народные традиции. Для
внутреннего убранства городского дома станет характерным сое-
динение простоты и практичности с желанием украсить каждый
предмет, сделать его объектом внимания, а порой и удивления.
Илл. 18
Кабинет на
пьедестале
Испания или Португалия,
XVIII в.
Шпон и массив жакаранда,
золочёная
бронза, резьба
159×102×50 см
БСИИ ASG
Инв. № 18-0741
Илл. 19, 20
Кабинет на
пьедестале
Португалия, XVIII в.
Красное дерево, золочёная
бронза, резьба
181×119×54 см
БСИИ ASG
Инв. № 18-1002
Илл.21
Набор из шести стульев
Португалия или Испания, XVII в.
Орех, кожа, латунь, теснение,
гравировка, резьба
133×56×45 см
БСИИ ASG
Инв. № 11-2692 (1-6)
Илл.22
Поставец на раме
Северная Европа (Нидерланды? ),
основные фрагментыXVII в.
Дуб, чёрное дерево, резьба
165,5×80×40 см
БСИИ ASG
Инв. № 17-2724
Илл. 23
«Бюро менялы»
Голландия, XVII в.
Тонированный орех, золо-
чёная бронза, точение
97×99×61 см
БСИИ ASG
Инв. № 15-3366
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...234
Powered by FlippingBook