Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 40

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
Б
арокко
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
40
Предметы обстановки того времени изготовляются из цельного де-
рева. В основном бытуют прежние виды мебели, приобретающие
более массивные формы.
Наиболее характерным типом немецкой городской мебели ба-
рокко можно назвать большой шкаф с массивными распашными
дверцами и двумя или одним нижним выдвижным ящиком. Эти
шкафы по воле их создателей превращаются из места хранения
одежды в яркие архитектурные сооружения с широкими карниза-
ми и множеством резных деталей. Коллекция немецких платяных
шкафов рассматриваемого времени вполне репрезентативна для
Большого собрания изящных искусств ASG, в котором представ-
лены экземпляры, сделанные мастерами рейнских городов, а также
характерный образец продукции Аугсбурга (кат. №79, илл.24). Его
фасад решён в виде сложной пластической композиции и включает
в себя витые «соломоновы» колонны с виноградной лозой, арки на
дверцах с фигурами путти – держателями гербов, многочисленные
растительные мотивы, гирлянды, маскароны, гермы и т.д. Все это
позволяет назвать данный шкаф не только характерным образцом
немецкой корпусной мебели XVII века, но и ярким воплощением
барокко в прикладном искусстве. В собрании ASG представлены
несколько шкафов, сделанных мастерами долины Рейна (кат.№85,
кат. № 81, кат.№80). Для них также свойственно желание предста-
вить предмет как грандиозное архитектурное сооружение, совме-
щающее храм с триумфальной аркой. Как и в мебели Аугсбурга, в
декоре этих шкафов присутствуют витые «соломоновы» колонны,
а также резной растительный декор. Своеобразна мебель Эльзаса –
пограничной зоны между Германией и Францией, ей свойственно
сочетание светлых отечественных пород с чёрным эбеновым дере-
вом.Особенностью декора были накладные детали, которые могли
быть резными или выточенными на токарном станке, затем распи-
лены по диаметру и наложены на основу (кат. №83, илл.25).
Примечательны в Большом собрания изящных искусств ASG
несколько объектов мебели для сидения, отнесенных также к из-
делиям немецким мастеров. Это набор из трех стульев и кресла,
определенные экспертами H
ô
tel Des Ventes de Laval как продукция
Тироля (кат. №152). Такие предметы жесткой мебели для сидения
изготовлялись во многих местах Европы и имели удивительно схо-
жие конструкции и декоративные детали. По стилистике они соче-
тают в себе элементы ренессансной и барочной мебели – спинки
у них сделаны в виде двух и более резных вставок, соединяющих
вертикальные опоры. По углам свода спинки они украшены деко-
ративными деталями, располагающимися симметрично от свода
спинки, имеющими вид растительных завитков, как здесь, или точе-
ных наверший. У них широкие резные проножки, часто декориро-
ванные, как и спинка, вставками в технике маркетри или интарсии.
Такие предметы производились в Испании, Каталонии, Северной
Италии, Австрии и даже в Венгрии. Популярность этих предметов
определяется сочетанием лаконичной конструкции с сочными де-
коративными резными элементами.
Распространение западноевропейской мебели
XVII – нач.XVIII вв. в России
В конце XVII – начале XVIII вв. Россия знакомится с искусством
европейской мебели и проявляет к ней большой интерес, речь идет,
прежде всего, о монаршей семье и лицах, приближённых к цар-
ственным особам. Этот интерес был вызван как дефицитом мебели
в стране, так и стремлением к иному, европейскому укладу жизни,
желанием иметь такую же обстановку, как при французском дворе.
Источником, позволяющим составить представление о мебель-
ном убранстве дворцов того времени, служат описи имущества и
мемуары современников, но и они лишь называют предметы, не по-
зволяя судить ни об их внешнем облике, ни о происхождении.
Увидеть европейскую мебель в России могла бы помочь жи-
вопись соответствующего времени, воспроизводящая интерьеры
или исторических персонажей на их фоне. Однако в России таких
картин практически не существовало. Бытовавшие в XVII веке пор-
треты – парсуны, как правило, ограничивались изображениями
портретируемого, иногда передавая подробно его костюм и ак-
сессуары, но не принимая во внимание обстановку, окружающую
его. То же самое можно сказать и о живописи петровского време-
ни, поэтому источником в данном вопросе могут служить сохра-
нившиеся или исторически восстановленные интерьеры дворцов
Петербурга и его окрестностей. В частности, одним из образцов
европейской мебели, встречающимся в русском интерьере XVII
века, является упомянутый выше кабинет мастерской Ж. Масе,
находящийся в реконструированном музее-усадьбе Коломенское,
и его аналог в собрании ASG (илл. 26). Присутствие данного ка-
бинета в реконструированном интерьере царской усадьбы вполне
стилистически объяснимо: иноземная диковинность подчеркивала
роскошь и царскую необычность обстановки.
Мебель в большом объёме из Европы начинает поступать в
Россию в начале XVIII столетия во время правления Петра I. Эти
предметы входили в интерьеры таких построек, как мемориальный
Домик Петра I на Петроградской стороне, Летний дворец, Мон-
плизир в Петергофе. В большом количестве они украсили интерье-
ры восстановленного в конце XX века Меншиковского дворца. На
примере сравнения дворцовых предметов с мебелью из Большого
собрания изящных искусств ASGможно почувствовать системную
значимость этого собрания.
В Меншиковском дворце имеются три изделия генуэзских ма-
стеров, аналогичные кабинету (кат. № 30, илл. 31) настоящего ка-
талога. Это комод у северной стены прихожей дворца, а также два
кабинета (илл. 27, 28, 29). Все они так же, как и предмет из собрания
ASG, декорированы фигурами «bambocci» по углам, фризу и в ар-
Илл. 25
Шкаф
Восточная Франция
(Эльзас), XVII в.
Сосна, орех, бронза,
резьба, тонирование
БСИИ ASG
Инв. № 17-3550
Илл. 24
Шкаф
Германия, (Аугсбруг), кон. XVII в.
Ель, шпон ореха, бронза,
кованое железо, резьба
237,5×195×64 см
БСИИ ASG
Инв. № 17-0802
Илл. 26
Кабинет на рам XVII в.
Черное эбеновое дерево, слоновая кость, срезы панциря черепахи.
Московский государственный музей-заповедник,
Коломенское
1...,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39 41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,...234
Powered by FlippingBook