Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 41

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
41
Б
арокко
М
еждународный институт антиквариата
ках внутри кабинетов. Комод, а точнее нижнее основание кабинета
«stipo», сделан в характерной манере сочетания пластики декора
из чёрного или окрашенного дерева с плоскостями, покрытыми
шпоном капа ореха. Такое сочетание делает предмет одновременно
парадным и строгим, позволяет ему организовывать пространство
и быть доминантой интерьера. В нескольких комнатах дворца при-
сутствуют и «португальские стулья», аналоги которых из Боль-
шого собрания изящных искусств ASG нами были уже упомяну-
ты. Всем своим видом они соответствуют духу раннего барокко и
вполне соответствовали вкусам правителя рождающегося нового
европейского государства – России. Этому же вкусу и соответ-
ствовало большое число голландской мебели, приобретаемой для
нужд двора. Стилистически близки друг другу поставец работы
нидерландских мастеров собрания ASG (кат. №68 ) и поставец из
Варвариного покоя Меншиковского дворца. Оба они сохранили
типичные рамы – основания с крупными балясинами- ножками и
широкой, чёрного дерева царгой (илл. 30).Предмет собрания ASG
имеет еще и сохранившуюся Х-образную проножку. В композиции
верхних частей обоих поставцов входит сравнительно невысокая
резьба растительного орнамента. Так же, как внизу, декоративное
убранство предметов построено на сочетании коричневой древе-
сины ореха с чёрным деревом.
Широко за пределами Германии получил распространение стул
с резной спинкой, в композиции которой часто присутствует про-
резное сердце.
Стулья имеют прямоугольное сиденье и четыре соединённые
с ним ножки. Появились они еще в конце XV–нач.XVI вв. и стали
характерным атрибутом крестьянского дома, откуда и происходит
их название «крестьянские» стулья (нем. rustikalen Stuhl). Позднее
они стали атрибутом многих интерьеров XVII- нач. XVIII вв., такие
стулья украшают и Меншиковский дворец. Их аналоги имеются в
настоящем собрании (кат. №110, илл. 32).
Мебель Западной Европы XVII века является сравнительно не-
большой частью собрания ASG, однако художественный уровень
убеждает в ее значимости. Предметы из Большого собрания изящ-
ных искусств ASG вполне могли бы дополнить экспозицию, вос-
станавливающую любой российский дворцовый интерьер начала
XVIII века, способствовать созданию представления о его красоте
и художественном своеобразии.
ОСОБЕННОСТИ МЕБЕЛИ БАРОККО:
Стилистическая дифференциация по времени.
Развитие собственно барочных форм во второй половине
XVII века.
Возрастающее внимание к внешней отделке и деталям.
Утрата предметами конструктивной четкости, преобла-
дание декоративного над рациональным.
Характерно желание придать предмету монументальный,
репрезентативный характер.
Использование новых материалов: эбенового дерева и
срезов панциря черепахи.
Развитие форм, видов и типов мебели.
Дальнейшая эволюция кабинета, поставца, шкафа. Приоб-
ретение последним роли доминанты в интерьере.
Появление новых видов корпусной мебели: бюро, скриба-
нов, секретера, письменного стола (бюро Мазарини).
Илл.31
Кабинет«Stipo a Bambocci»
Италия (Генуя), XVI – нач. XVII в.
Тонированный кавказский орех, кап
и комельные срезы ореха, золоченая
бронза, резьба
89×86,5×43 cм
БСИИ ASG
Инв. № 18-1203
Илл. 27
Кабинет «Stipo a
Bambocci»
Сев. Италия, XVII в.
Орех, золочёная бронза,
резьба
Меншиковский дворец,
Санкт-Петербург
Илл. 28
Кабинетец «Stipo a
Bambocci»,
Сев. Италия, XVII в.
Кап ореха, резьба
Меншиковский дворец,
Санкт-Петербург
Илл. 30
Поставец на ножках
Россия, XVII в.
Орех, резьба
Варварины покои,
Меншиковский дворец,
Санкт-Петербург
Илл. 29
Комод
Сев. Италия, XVII в.
Кап ореха, комельные срезы ореха,
резьба, тонировка
Меншиковский дворец,
Санкт-Петербург
Илл. 32
Два стула
Германия (долина-
Рейна), XVII в.
Орех, резьба
91,5×42×36,5 см
БСИИ ASG, инв.
№ 11-3359
(1,2)
1...,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,...234
Powered by FlippingBook