Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 68

Искусство XVIII столетия не отделено от предыдущего времени так
категорично, как искусство Барокко отделяется от Ренессанса. Скорее,
наоборот, все новое, что приходит в этом столетии, во многом можно
рассматривать как логическое адаптированное продолжение искусства
предшествующего времени. Однако именно в этой формальной преем-
ственности во многом скрывается стилистическое своеобразие. XVIII
век – это время аранжировки прежних тем, но аранжировки талантли-
вой и виртуозной. Пришедшая пора почти не изобретает ничего нового
в декоре, но так преобразует его элементы, что они приобретают каче-
ственно новое звучание. На смену масштабности приходит изыскан-
ность, стремительной динамике – легкая игривость. Сейчас мастер-ме-
бельщик не столько поражает нас вызывающей роскошью материла,
сколько стремится выявить все его возможности и красоту. Это столе-
тие являет образцы самых разнообразных техник украшения мебели, но
сосредотачивается на одном – маркетри. Именно маркетри становится
главной техникой мебельщиков, в этой технике декорирования макси-
мально были раскрыты возможности разных пород древесины. Кроме
черного дерева используется палисандр, красное и целый спектр разно-
образных пород. Это и привозимые из далека амарант, сандал, пальма,
атласная и розовая древесина, и местные фруктовые породы, и капы ши-
роколиственных деревьев. Искусство мебельщика определяется умени-
ем и мастерством подбора различных пород древесины. Разрабатывается
целое искусство среза и укладки шпона. Некоторые мастера добиваются
того, что фактура древесины приобретает невиданные доселе качества.
Так, мастерская Жака Дюбуа (фр. Jacques Dubois, 1693/1695 – 1763)
разрабатывает технологию косого – тангенциального среза шпона. Бла-
годаря диагональной распиловке древесина приобретает переливчатую,
муаровую фактуру. Одним из показателей мастерства чернодеревцев
может служить умение соединять различные материалы, одновременно
сохраняя утилитарное назначение и придавая им декоративные функ-
ции. В этом убеждаешься при разглядывании бронзовых накладок на ме-
бель. Их практическая функция – закрывать от повреждения наиболее
уязвимые места фанеровки. Однако, будучи сделанные виртуозными ма-
стерами, покрытые золотом методом горячего золочения, эти накладки
воспринимаются как яркие составляющие декора, придающие предмету
незабываемую праздничность и музыкальность.
В каждой эпохе выделяется ведущая страна, которая задает тон в
развитии прикладного искусства. С XVII века такой страной и на долгое
время становится Франция, а в следующее столетие она станет законода-
тельницей вкуса в искусстве мебели. XVIII век предстает как череда сме-
няющихся стилей и направлений. Как и Барокко, нарождающийся новый
стиль сохраняет принцип атектоничности, он не разделяет элементы кон-
струкции на несущие и несомые, а, наоборот, объединяет их. Однако, в
отличие от Барокко, трактует это соединение предельно мягко. Так, «Сра-
жение» и «Борьба» превращаются в «Игру» и «Флирт», а новый стиль
из Барокко преобразуется в Рококо.
Интересен круг заказчиков предметов мебели во Франции. Законо-
дателем, определяющим вкус и моду времени, выступает королевский
двор, являясь самым крупным покупателем предметов обстановки. Кроме
короля, заказы мебельщикам поступали от двора королевы, существовав-
шего отдельно, личной службы принца, а также от многих представителей
аристократии. Помимо Парижа в XVIII веке продолжали существовать и
развиваться провинциальные центры, где мебель, хотя и подражала сто-
личным мастерам, всё же проявляла самобытные черты. Полна своеобра-
зия мебель, сделанная в Леоне, Провансе, Бретани, в долинах рек Роны и
Луары и т.д. В Большом собрании изящных искусств ASG представлены
более 30 предметов французской провинциальной мебели этого времени.
Поражают объемы производства во Франции, а также то внимание,
которое уделялось предметам меблировки. С 1663 года ведется «Журнал
де Гард- Мёбль» ( фр. «Journal du Garde –Meuble de la Couronne»), к кон-
цу 1784 года в этой описи было более 3600 тысяч листов, подшитых в 18
томов. Здесь описаны только королевские заказы, кроме этого существо-
вали «Гард-Мёбль» королевы, «Менюс-Плезир» (le Garde-Meuble de la
Couronne les Menus-Plaisirs du roi) – журнал личной службы Принца, а
также от этого времени дошло много инвентарных описей, ведомостей и
т.д. Уже в 40-е годы XVIII века входит порядок нанесения клейма на изде-
лие, а в 1751 году вышло специальное положение, в котором предписыва-
лось в обязательном порядке ставить индивидуальное клеймо мастера на
предметы, сделанные им.
Кроме этого, на вещи, изготовленные наиболее квалифицированными
мастерами, работающими по государственному заказу, ставилось допол-
нительное клеймо «Гард-Мёбль» «G.M.». В Большом собрании изящных
искусств ASG имеются 32 предмета с таким клеймом, и представлены
предметы всех периодов развития искусства мебели Франции XVIII века.
Они сменялись с приходом к власти нового монарха, поэтому называют-
ся по имени правящего короля, а после революции 1789 года – тех обще-
ственно – политических институтов, которым принадлежала власть:
• Стиль Барокко, «Большой стиль» – (фр. Style de Louis XIV,
Baroque)  – время правления Людовика XIV до 1715 г.
• Стиль Регентства (фр. Régence) – время от кончины Людовика XIV
до совершеннолетия наследника – Людовика XV, 1715 – 1730 гг.
• Стиль Рококо (фр. Rococo) – время правления Людовика XV, 1730 –
1760 гг.
• Стиль Транзисьон (фр. Transition) – переходный период от вкусов
двора Людовика XV к более сдержанным формам Людовика XVI, 1760 –
1774 гг.
• Стиль Неоклассицизма (фр. Néoclassicisme) – время правления Лю-
довика XVI, 1774 – 1789 гг.
• Стиль Директории (фр. Le Style Directoire) – заключительный пери-
од в истории мебели XVIII века, переходный этап от стиля Людовика XVI
к стилю Ампир, 1789 – 1799 гг.
Особенно поражает развитие и многообразие видов мебели. Ни-
когда – не «до», не «после» – мебель не будет так дифференцирована и
многообразна, как в XVIII веке во Франции. В двухтомном справочнике
по видам и типам мебели Франции Николя де Рейнье (Nicole de Reyniès
«Mobilier domestique», Paris, 2003) одних только бюро приводится более
сорока типов. Все они имеют свое название и совершенно определенно
классифицируются по назначению. В работах больших мастеров нет ни-
чего случайного «отсебяшного», в них кроются порядок и системность,
предопределяющие их художественную уникальность. Оригинальность
предметов определяется подбором деталей, индивидуальной системой
пропорций, чувством материала, умением соединить все в единый худо-
жественный образ.
В XVIII веке становятся популярными такие виды корпусной мебе-
ли, как комод, бюро, секретер, книжный шкаф, буфет, шкаф, консоль и пр.
Комод (фр. commode – удобный) представляет собой преобразованный
сундук с выдвижными ящиками. Бюро (фр. bureau) и секретеры (фр.
secrétaire) развились из кабинета. Термин «бюро» происходит от латин-
ского названия телячьей кожи (burra), которой обтягивали выдвижную
доску для письма. Разнообразными по своему назначению становятся шка-
фы, появляются книжные шкафы-«библиотеки» (фр. étagère bibliothèque),
шкафы для приданого – «шкафы невесты» (фр.armoire de mariage). Входят
в быт витрины и буфеты, ведущие свою родословную от поставца. Наряду
с традиционным обеденным столом появляются мужской и женский туа-
летные столики, столы для рукоделия, игр и т.д. Не менее разнообразна и
мебель для сидения, кроме уже бытовавших в прошлом видов появляются
XVIII век.
О
бщая характеристика
Р
егентство
Франция
первая половина - середина XVIII в.
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
68
1...,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67 69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,...234
Powered by FlippingBook