Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 8

П
редисловие
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
8
МЕБЕЛЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ
ВКУСА И СТИЛЯ
Задача коллекции мебели Большого собрания изящных
искусств ASG, а также данного каталога состоят в привлече-
нии внимания к мебели как к произведению искусства, а не
просто необходимому и удобному в быту предмету. Вплоть
до второй половины XIX века или даже до начала XX века к
мебели относились именно как к произведению искусства,
которое украшало жилище, делало жизнь людей более ин-
тересной и насыщенной. Старинной мебелью, в которой
воплощены вкус и стиль, можно любоваться так же, как мы
любуемся шедеврами скульптуры и живописи.
Мебельное искусство, как и всякое другое, эволюциони-
ровало. Не ставя задачу отразить в собрании всю историю
мебельного производства, мы ограничили коллекцию вре-
менем, когда мебельное искусство достигло высочайшего
уровня своего развития: это период с XVI до XIX – начала
XX вв. К сожалению, с этого времени мебель как искусство
прекратила свое существование, окончательно перейдя в
разряд продуктов массового производства.
Оговорюсь, мебель как искусство существует и сегодня.
Представим ситуацию, когда состоятельный человек приво-
зит из-за границы, например, кресло в стиле французского
ампира, единственное «но» заключается в том, что оно уже
вряд ли будет мебелью для жизни. Чаще всего такая мебель
привозится именно ради мебели, то есть для выставки, му-
зея, но не для выполнения своей основной функции.
Таким образом, мы определили хронологические рамки
нашей коллекции в четыреста лет, когда мебель уже достиг-
ла того уровня развития, чтобы производиться массово, но
еще не перешла ту грань, когда она стала штамповаться. И
вот именно эти четыреста лет для нас чрезвычайно интерес-
ны с точки зрения того, чтобы собрать коллекцию мебели
данного периода и сохранить ее. Последнее – самое слож-
ное, поскольку огромное количество мебели гибло и гибнет
на чердаках, в заброшенных зданиях. Большинство людей по
мере того, как утрачивается утилитарная функция мебели,
как правило, сначала отправляет её на чердак. Только когда
мебель превращается в предмет антиквариата, она возвра-
щается с чердака, проходит через руки реставраторов, но
теперь это уже объект коллекционирования. Как говорят
антиквары, даже художественная мебель в большинстве сво-
ем не доживает до периода, когда она становится старинной,
ее выбрасывают, когда она еще просто старая.
Хочу заметить, что у современной мебели жизненный
цикл составляет фактически лет пять-семь. Это нормально:
воздействие внешней среды, небрежное отношение вла-
дельца, сменившаяся мода – все это ведет просто к её унич-
тожению. Современная мебель именно на это и рассчитана.
Сегодня во всем мире как бы господствует производитель
из КНР – массово, дешево, не очень качественно, но зато
доступно практически всем без исключения. Итальянская
мебель, сделанная в Китае, – насколько она итальянская? Но
людей это не смущает, они идут и покупают в ближайшем
магазине такие «одноразовые» шкафы, столы, стулья, крес-
ла, используют, а потом выбрасывают. Таков жизненный
цикл современной мебели. Могу предположить, что наши
потомки вряд ли будут доставать современную нам мебель с
чердаков, хотя бы и потому, что большая часть мебели мину-
ет фазу чердака, отправившись сразу на свалку.
Итак, обратимся к истории. Эти четыреста лет ознаме-
нованы расцветом мебельного искусства Западной Европы,
подчиненного объективной логике всякого жизненного
цикла: сначала расцвет, потом зрелость и, наконец, угаса-
ние. В таком ракурсе можно проанализировать всю исто-
рию мебели в рамках соответствующего раздела Большого
собрания изящных искусств ASG, в состав которого входят
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...234
Powered by FlippingBook