Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 9

П
редисловие
9
М
еждународный институт антиквариата
несколько десятков коллекций мебельного искусства, со-
ответствующих как эпохам общественного развития, так и
стилям в искусстве. Не надо быть глубоким специалистом,
чтобы, посмотрев наш каталог, понять, в чем отличие того
или иного предмета и какой эпохе он соответствует. А если
учесть, что сделаны достаточно подробные комментарии,
сопровождаемые датами, это позволит уже более взыска-
тельному читателю пройти фактически некий ликбез мебели
как искусства в течение данного периода.
Итак, первая причина издания нашего каталога коллек-
ции западно-европейской мебели из Большого собрания
изящных искусств ASG – это своеобразная дань мебели как
искусству. Наш каталог позволит рассмотреть эволюцию ме-
бельного искусства на протяжении четырехсот лет. К сожа-
лению, мебель современную рассматривать как искусство не
представляется возможным. Когда мне возразят, что есть от-
дельные предметы, произведенные в XX веке и пользующи-
еся огромным спросом, я акцентирую внимание на том, что
их принципиальное отличие заключается в том, что это уже
артефакты, а не мебель, предназначенная для жизни и одно-
временно являющаяся предметом прикладного искусства.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И МОРАЛЬНОЕ
ЕДИНСТВО В ОКН
Вторая причина более практическая. Инвестиционная
группа компаний ASG значительную часть своих активов
инвестирует в восстановление архитектурных объектов
культурного наследия, которые могут возродиться в своем
первоначальном величии только в том случае, если наряду
с отреставрированными архитектурными элементами эти
здания будут наполнены коллекциями мебели соответству-
ющей эпохи. Проще говоря, дворец станет дворцом толь-
ко тогда, когда будет достигнута гармония его экстерьера и
интерьера. Вариант с евроремонтом, скрывающимся за сте-
нами отреставрированного исторического здания, для нас
неприемлем.
Коллекция мебели Большого собрания изящных ис-
кусств ASG достаточно внушительна еще и по этой причине.
Мы хотим сохранить для потомков объекты культурного на-
следия в их целостности. С 2013 года корпорация начала ра-
боту над проектами восстановления русских усадеб. Первым
объектом стала усадьба купца В.П. Аигина в селе Талицы
Пушкинского района Московской области. К настоящему
времени реставрационные работы ведутся уже в семи усадь-
бах Московской области, право на восстановление которых
ИГК ASG выиграла в открытом конкурсе. Кроме усадьбы
В.П. Аигина, это усадьбы князей Черкасских в Черкизове и
князей Вяземских в Пущине-на-Наре, усадьбы в Тараскове
(Каширский район), Зенине (Люберецкий район), Спас-
ском (Воскресенский район) и Васине (Чеховский район).
В каждой из усадеб будут воссозданы интерьеры в конкрет-
ном историческом и художественном стиле.
Также идет работа по восстановлению исторических зда-
ний в центре Казани в рамках проекта государственно-част-
ного партнёрства между мэрией города и Инвестиционной
группой компаний ASG, подписанного 16 февраля 2012г.
Все работы по реставрации экстерьеров зданий необходимо
было завершить к июлю 2013г. – времени проведения в Ка-
зани международного спортивного форума – Универсиады.
Журналисты назвали этот проект «500 дней» – примерно
такой срок отводился на выполнение его первого этапа, а
общее число реставрируемых нашей корпорацией зданий
составило 26.
Наряду с возрождением архитектурного облика объек-
тов культурного наследия, мы считаем очень важной рабо-
ту по стилевому оформлению зданий. Увы, в России прои-
зошли колоссальные потери объектов культурного наследия.
Утрачены и многие архитектурные объекты. Очевидно, что
здание мы не можем привезти из-за границы, но мы можем,
стилизуя строение, выполнять все в соответствии с тем, как
это должно было бы быть. Мы придаем новому очарование
прошлого за счет того, что используем в интерьере произ-
ведения мебельного искусства. Замечу, что в отличие от ме-
бели произведения, например, живописного искусства, не
столь жестко подвержены стилю. То есть картина XVII века
прекрасно может смотреться и в интерьере хай-тек. Именно
мебель формирует в доме определенную среду, привносит
ощущение конкретной эпохи, является душой внутреннего
убранства, образует не столько пространственное, сколько
моральное единство.
Третья причина издания нашего каталога мебели состо-
ит в том, что на самом деле именно западно-европейская
мебель всегда присутствовала в оформлении богатых инте-
рьеров лучших домов России. Причем не только мебель, но
и, как мы уже отмечали это в нашем первом каталоге «Жи-
вопись старых мастеров Западной Европы XVI – XVIII вв.»,
картины европейских художников также занимали видное
место в русских богатых домах. Отмечу, что ввозилось мебе-
ли по причине ее дороговизны не очень много, так как значи-
тельная часть населения не могла себе этого позволить, в том
числе и дворянство. Значительная часть мебели в дворян-
ских усадьбах создавалась как копии с западных образцов.
Ситуация, когда из-за границы привозили великолепный
комод, а крепостные крестьяне гениально копировали его и,
например, изготовляли шесть подобных комодов, а затем эти
копии расставлялись по комнатам, встречалась нередко.
Есть еще один важный момент, который нельзя обойти
стороной – это сам процесс перевозки мебели. Это сейчас
у нас есть фуры, специальные контейнеры для перевозки,
но когда мы говорим о тех далеких временах, в наших мыс-
лях сразу возникает образ повозки, запряженной лошадью.
И это правильные ассоциации. Тогда перевозка предметов
мебели стоила больших денег, ведь если на лошади можно
было перевезти несколько картин или предметов из бронзы,
то мебели много не помещалось. Подумать только! Мебель
везли за тысячу километров на телеге, иногда этот «вояж»
занимал не один год!
Судьбу западно-европейской мебели в России нельзя
назвать завидной: бунты, революции, войны... То, что не
погибло в огне военных и революционных потрясений, в
значительной степени было утеряно в период массового
жилищного строительства. На мой взгляд, это было зако-
номерно – небольшие квартиры второй половины XX века,
характерные новострои Советского Союза просто не вме-
щали большие старые комоды, удобные, но неповоротливые
кресла. Справедливости ради скажу, что то же самое было
и в Европе. Недавно в Лондоне я увидел рекламный ролик,
понятный и без перевода: старую мебель выбрасывают и
ставят современную трансформируемую систему от ИКЕА.
Понятно, что ролик коммерческий. Но все же…
В России, к сожалению, мало мебели, которую мы мо-
жем позиционировать именно как произведение искусства,
выполненное на очень высоком художественном уровне. И
образцы российской мебели, которые мы можем увидеть в
российских антикварных магазинах, в основном датируют-
ся именно второй половиной XIX века, когда эту мебель на-
чали производить массово на фабриках. Закономерно, что
это наиболее дешевые, простые образцы, приходящиеся на
период упадка производства мебели как искусства. Обще-
известно, там, где массовое производство, – там искусства
нет. В силу этих обстоятельств в российских музеях, а уж тем
более в российском быту, даже в правительственных рези-
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...234
Powered by FlippingBook