Table of Contents Table of Contents
Previous Page  25 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 25 / 140 Next Page
Page Background

25

№4 (16) 2016

Интервью номера

– Какова деятельность Ни-

дерландского института исто-

рии искусств в Гааге? Под-

держивает ли он контакты с

какими-либо русскими худо-

жественными центрами или

музеями? Могут специалисты

из России проходить стажи-

ровку в институте?

- Нидерландский институт исто-

рии искусств (RKD) собирает и до-

кументирует все виды данных, ка-

сающихся искусства (в основном

голландского и фламандского) в

разных формах: фотографии, кни-

ги, каталоги, архивы художников и

цифровую информацию. Все эти ма-

териалы доступны общественности,

в частности, посредством нашей

онлайн базы данных на сайте www.

rkd.nl

. Институт также предлагает

различные услуги художествен-

но-исторического плана музеям,

университетам, а также частным

и корпоративным клиентам. Мы

контактируем с русскими институ-

тами и музеями. У нас регулярно

появляются места в интернатуре,

доступные для любого достойного

кандидата, в том числе из России.

Однако мы не предлагаем учеб-

но-образовательных

программ,

кроме летних курсов, набираемых

раз в два года по различным аспек-

там голландского искусства. Их мы

проводим вместе с Амстердам-

ским университетом и Рейксмюсе-

умом (см.

https://www.rijksmuseum

.

nl/nl/nu-in-het-museum/nieuws/

summer-course-provides-in-depth-

introduction-on-newly-re-opened-

rijksmuseum-and-rkd).

– Голландия – страна худо-

жественных традиций высо-

чайшего уровня, наблюдается

ли сегодня интерес в обществе

к искусству старых мастеров,

есть собиратели и ценители?

– В целом, искусство старых ма-

стеров получило большое призна-

ние, увеличилось количество по-

сетителей выставок. Понятно, что

людей, в основном, привлекают ве-

ликие имена, такие как Рембрандт

и Вермеер, и, к сожалению, тради-

ционный интерес к искусству старых

мастеров не так силен, как прежде.

Есть и несколько увлеченных кол-

лекционеров, а также важных ме-

ценатов, поддерживающих музеи.

– Крупные частные коллек-

ции могут быть выставлены

для всеобщего обозрения, вла-

дельцы картин участвуют в

выставках или предпочитают

наслаждаться произведением

в одиночку?

– Большинство владельцев кар-

тин старых мастеров, которых я

знаю, счастливо разделить радость

от своих коллекций с другими людь-

ми и с удовольствием передает ра-

боты на временные выставки или

предоставляют для долгосрочного

экспонирования в музеи. Один кол-

лекционер современного искусства

недавно открыл свой музей (см.

http://www.voorlinden.nl/?lang=en

).

– Как Вы оцениваете коллек-

ции старых мастеров в россий-

ских музеях?

– В России есть несколько пре-

красных коллекцийживописи старых

мастеров, особенно в Государствен-

ном Эрмитаже Санкт-Петербурга,

чьё собрание можно назвать драго-

ценным кладом. Многие музейные

коллекции России до сих пор плохо

каталогизированы, и поэтому, как я

считаю, сложно получить правиль-

ное представление о том, что они из

себя представляют.

– Вы знакомы только с кол-

лекциями столичных музеев

или провинциальных тоже?

– На самом деле я знаю не так уж

и много о провинциальных коллек-

циях, но за счет того, что Голланд-

ский фонд культурной инвентари-

зации (SCI) работает со многими

небольшими музеями России, опи-

сывая их собрания голландского

искусства, результаты их работ

включены в базы данных Нидер-

ландского института истории ис-

кусств (RKD).

– С кем из российских искус-

ствоведов Вы поддерживаете

профессиональные контакты?

– Мы поддерживаем контакты с

несколькими русскими специали-

стами, в том числе через Codart –

международное профессиональное

сообщество хранителей голланд-

ского и фламандского искусства в

музеях мира. Офисы этой органи-

зации расположены в том же зда-

нии, что и Нидерландский институт

истории искусств (RKD). В их встре-

чах и симпозиумах часто участвуют

российские коллеги. Мы также ино-

гда контактируем с русскими част-

ными коллекционерами.

– В прошлом и нынешнем

году художественный мир по-

трясали сенсации – найдены не

известный до того Рембрандт,

Караваджо, сейчас Сотбис

снял множество лотов, опаса-

ясь подделки… Как Вы считае-

те, насколько сегодня вероят-

но обнаружение неизвестных

шедевров гениев прошлого?

– Без сомнения, на рынках и по

сей день появляются значимые

произведения искусства, скрывае-

мые в частных коллекциях по всему

миру. Среди них можно обнаружить

работы крупных мастеров, таких

как Рембрандт, Вермеер и т.д. Но

не менее регулярно появляются и

произведения, которые открывают

менее известные имена. Эти ра-

боты несут в себе не только важ-

ную художественно-историческую

информацию, но и обладают нео-

бычайной красотой. Конечно, мы

всегда должны быть осведомлены

о тех случаях, когда произведения

искусства могут являться предна-

меренными подделками. Чем доро-

же работа художника, тем больше

соблазн создать подделку с неё. Я

Нидерландский институт исто-

рии искусств (RKD) в Гааге