25
№4 (16) 2016
Интервью номера
– Какова деятельность Ни-
дерландского института исто-
рии искусств в Гааге? Под-
держивает ли он контакты с
какими-либо русскими худо-
жественными центрами или
музеями? Могут специалисты
из России проходить стажи-
ровку в институте?
- Нидерландский институт исто-
рии искусств (RKD) собирает и до-
кументирует все виды данных, ка-
сающихся искусства (в основном
голландского и фламандского) в
разных формах: фотографии, кни-
ги, каталоги, архивы художников и
цифровую информацию. Все эти ма-
териалы доступны общественности,
в частности, посредством нашей
онлайн базы данных на сайте www.
rkd.nl. Институт также предлагает
различные услуги художествен-
но-исторического плана музеям,
университетам, а также частным
и корпоративным клиентам. Мы
контактируем с русскими институ-
тами и музеями. У нас регулярно
появляются места в интернатуре,
доступные для любого достойного
кандидата, в том числе из России.
Однако мы не предлагаем учеб-
но-образовательных
программ,
кроме летних курсов, набираемых
раз в два года по различным аспек-
там голландского искусства. Их мы
проводим вместе с Амстердам-
ским университетом и Рейксмюсе-
умом (см.
https://www.rijksmuseum.
nl/nl/nu-in-het-museum/nieuws/
summer-course-provides-in-depth-
introduction-on-newly-re-opened-
rijksmuseum-and-rkd).
– Голландия – страна худо-
жественных традиций высо-
чайшего уровня, наблюдается
ли сегодня интерес в обществе
к искусству старых мастеров,
есть собиратели и ценители?
– В целом, искусство старых ма-
стеров получило большое призна-
ние, увеличилось количество по-
сетителей выставок. Понятно, что
людей, в основном, привлекают ве-
ликие имена, такие как Рембрандт
и Вермеер, и, к сожалению, тради-
ционный интерес к искусству старых
мастеров не так силен, как прежде.
Есть и несколько увлеченных кол-
лекционеров, а также важных ме-
ценатов, поддерживающих музеи.
– Крупные частные коллек-
ции могут быть выставлены
для всеобщего обозрения, вла-
дельцы картин участвуют в
выставках или предпочитают
наслаждаться произведением
в одиночку?
– Большинство владельцев кар-
тин старых мастеров, которых я
знаю, счастливо разделить радость
от своих коллекций с другими людь-
ми и с удовольствием передает ра-
боты на временные выставки или
предоставляют для долгосрочного
экспонирования в музеи. Один кол-
лекционер современного искусства
недавно открыл свой музей (см.
http://www.voorlinden.nl/?lang=en).
– Как Вы оцениваете коллек-
ции старых мастеров в россий-
ских музеях?
– В России есть несколько пре-
красных коллекцийживописи старых
мастеров, особенно в Государствен-
ном Эрмитаже Санкт-Петербурга,
чьё собрание можно назвать драго-
ценным кладом. Многие музейные
коллекции России до сих пор плохо
каталогизированы, и поэтому, как я
считаю, сложно получить правиль-
ное представление о том, что они из
себя представляют.
– Вы знакомы только с кол-
лекциями столичных музеев
или провинциальных тоже?
– На самом деле я знаю не так уж
и много о провинциальных коллек-
циях, но за счет того, что Голланд-
ский фонд культурной инвентари-
зации (SCI) работает со многими
небольшими музеями России, опи-
сывая их собрания голландского
искусства, результаты их работ
включены в базы данных Нидер-
ландского института истории ис-
кусств (RKD).
– С кем из российских искус-
ствоведов Вы поддерживаете
профессиональные контакты?
– Мы поддерживаем контакты с
несколькими русскими специали-
стами, в том числе через Codart –
международное профессиональное
сообщество хранителей голланд-
ского и фламандского искусства в
музеях мира. Офисы этой органи-
зации расположены в том же зда-
нии, что и Нидерландский институт
истории искусств (RKD). В их встре-
чах и симпозиумах часто участвуют
российские коллеги. Мы также ино-
гда контактируем с русскими част-
ными коллекционерами.
– В прошлом и нынешнем
году художественный мир по-
трясали сенсации – найдены не
известный до того Рембрандт,
Караваджо, сейчас Сотбис
снял множество лотов, опаса-
ясь подделки… Как Вы считае-
те, насколько сегодня вероят-
но обнаружение неизвестных
шедевров гениев прошлого?
– Без сомнения, на рынках и по
сей день появляются значимые
произведения искусства, скрывае-
мые в частных коллекциях по всему
миру. Среди них можно обнаружить
работы крупных мастеров, таких
как Рембрандт, Вермеер и т.д. Но
не менее регулярно появляются и
произведения, которые открывают
менее известные имена. Эти ра-
боты несут в себе не только важ-
ную художественно-историческую
информацию, но и обладают нео-
бычайной красотой. Конечно, мы
всегда должны быть осведомлены
о тех случаях, когда произведения
искусства могут являться предна-
меренными подделками. Чем доро-
же работа художника, тем больше
соблазн создать подделку с неё. Я
Нидерландский институт исто-
рии искусств (RKD) в Гааге