Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 140 Next Page
Page Background

27

№4 (16) 2016

Интервью номера

себе нанять множество экспертов,

каждый из которых специализиру-

ется на более узкой теме. Знания

таких специалистов, безусловно,

более глубокие. То же самое можно

сказать и о тех экспертах, которые

работали на этих дома на протяже-

нии многих лет. В какой-то степени

такая же ситуация складывается и в

музеях – есть опытные и неопытные

научные сотрудники, но сотрудники

музеев имеют преимущество, по-

скольку обычно они работают с од-

ной и той же коллекцией, которую

они могут изучить и исследовать

должным образом, шаг за шагом.

Но сотрудники музеев испытывают

и нагрузки, сопутствующие научной

работе: администрирование, задачи

по организации выставок, образо-

вательные функции, связи с обще-

ственностью, прессой и др.

– Какой период, страна или

имя художника для Вас яв-

ляются любимыми? С чем это

связано?

– Вскоре после того, как я присо-

единился к Нидерландскому инсти-

туту истории искусств (RKD), я начал

специализироваться на голланд-

ской и фламандской натюрмортной

живописи XVII века, и я действитель-

но влюбился в эту область изобра-

зительного искусства. Как говорит-

ся, знать – значит любить. Художник

Ян Давидс де Хем, про которого я

писал свою диссертационную рабо-

ту, является для меня невероятно

креативным и искусным мастером,

я никогда не устану любоваться

его работами. Но меня интересует

широкий спектр тем в искусстве. И

качество является здесь ключевым,

но есть много разновидностей ка-

чества, например, некоторая сте-

пень наивности также может быть

качеством, которое подкупает меня

в произведении искусства.

– Знакомы ли вы с коллек-

циями Большого собрания

изящных искусств ASG? Как

оцениваете собрание старых

мастеров?

– К сожалению, не могу ответить

утвердительно. Я посмотрел Ваш

сайт, но тот факт, что все данные там

приводятся на русском языке, за-

трудняет мне доступ к информации.

– Как осуществляется атри-

буция произведений старых

мастеров? Сколько у вас уже

атрибуций?

– Атрибуция живописи старых

мастеров является одновремен-

но простым и сложным процессом.

Часто случается так, что я быстро

распознаю стиль и манеру письма

конкретного живописца. Следую-

щий шаг – детальное сравнение ра-

боты с другими картинами, которые

без сомнения были созданы пред-

полагаемым автором. На основе

сопоставления нескольких произве-

дений можно определить, действи-

тельно ли рассматриваемая компо-

зиция относится к творчеству этого

художника либо же является копией

его работ или имитацией. В случае,

если нет немедленного решения

относительно авторства произве-

дения, необходимо определить,

к какой школе оно относится, а в

рамках школы – к какому кругу жи-

вописцев, сокращая их количество

до одного или нескольких масте-

ров. Тем не менее, зачастую не по-

лучается атрибутировать картины с

полной уверенностью, а иногда это

и вовсе невозможно. На протяже-

нии более чем тридцати пяти лет

моей карьеры я атрибутировал бес-

численное множество картин, опро-

верг ряд атрибуций и, к сожалению,

многие работы мне так и не удалось

атрибутировать.

– Как вам стало известно имя

Кристиана ван Донка? Есть ли

у вас какие-то публикации о

ван Донке? Расскажите нам,

пожалуйста, об этом худож-

нике и его произведениях.

– Кристиан ван Донк возник в

ходе моей работы с голландской и

фламандской живописью. Ничего не

известно о жизни этого живописца,

и всего несколько картин приписаны

его авторству. Но на некоторых есть

подпись этого художника, и с точки

зрения стиля и манеры исполнения

они близки друг другу и могут быть

выделены в отдельную группу. Имен-

но эта основная группа позволила

выявить еще несколько работ этого

безызвестного художника.

– Картина «Менялы» из Боль-

шого собрания изящных ис-

кусств ASG близка творчеству

Кристиана ван Донка. Какую

оценку вы можете ей дать?

– На сегодняшний день мы можем

утверждать, что картина Большо-

го собрания изящных искусств ASG

четко соединяется с основной лини-

ей творчества Кристиана ван Донка.

Художник несколько раз обращался

к теме менял, и изображения таких

деталей, как руки, лица и бумага,

очень близки друг другу. Я бы ска-

зал, что по шкале от 1 до 10, если

в данном случае можно применять

такую градацию, ваша картина мо-

жет быть оценена на 7 баллов.

Кристиан ван Донк

«Менялы»

Германия, XVIII в.

Холст, масло, 94,5×117,5 см

БСИИ ASG, инв. №04-0854

Кристиан ван Донк

«Менялы»

Дерево, масло. 65,5×92,5 см

5 июня 2008 г., Нью-Йорк,

аукцион Sotheby’s, лот 31

43,750 $ (эстимейт 20,000 –

30,000 $)