27
№4 (16) 2016
Интервью номера
себе нанять множество экспертов,
каждый из которых специализиру-
ется на более узкой теме. Знания
таких специалистов, безусловно,
более глубокие. То же самое можно
сказать и о тех экспертах, которые
работали на этих дома на протяже-
нии многих лет. В какой-то степени
такая же ситуация складывается и в
музеях – есть опытные и неопытные
научные сотрудники, но сотрудники
музеев имеют преимущество, по-
скольку обычно они работают с од-
ной и той же коллекцией, которую
они могут изучить и исследовать
должным образом, шаг за шагом.
Но сотрудники музеев испытывают
и нагрузки, сопутствующие научной
работе: администрирование, задачи
по организации выставок, образо-
вательные функции, связи с обще-
ственностью, прессой и др.
– Какой период, страна или
имя художника для Вас яв-
ляются любимыми? С чем это
связано?
– Вскоре после того, как я присо-
единился к Нидерландскому инсти-
туту истории искусств (RKD), я начал
специализироваться на голланд-
ской и фламандской натюрмортной
живописи XVII века, и я действитель-
но влюбился в эту область изобра-
зительного искусства. Как говорит-
ся, знать – значит любить. Художник
Ян Давидс де Хем, про которого я
писал свою диссертационную рабо-
ту, является для меня невероятно
креативным и искусным мастером,
я никогда не устану любоваться
его работами. Но меня интересует
широкий спектр тем в искусстве. И
качество является здесь ключевым,
но есть много разновидностей ка-
чества, например, некоторая сте-
пень наивности также может быть
качеством, которое подкупает меня
в произведении искусства.
– Знакомы ли вы с коллек-
циями Большого собрания
изящных искусств ASG? Как
оцениваете собрание старых
мастеров?
– К сожалению, не могу ответить
утвердительно. Я посмотрел Ваш
сайт, но тот факт, что все данные там
приводятся на русском языке, за-
трудняет мне доступ к информации.
– Как осуществляется атри-
буция произведений старых
мастеров? Сколько у вас уже
атрибуций?
– Атрибуция живописи старых
мастеров является одновремен-
но простым и сложным процессом.
Часто случается так, что я быстро
распознаю стиль и манеру письма
конкретного живописца. Следую-
щий шаг – детальное сравнение ра-
боты с другими картинами, которые
без сомнения были созданы пред-
полагаемым автором. На основе
сопоставления нескольких произве-
дений можно определить, действи-
тельно ли рассматриваемая компо-
зиция относится к творчеству этого
художника либо же является копией
его работ или имитацией. В случае,
если нет немедленного решения
относительно авторства произве-
дения, необходимо определить,
к какой школе оно относится, а в
рамках школы – к какому кругу жи-
вописцев, сокращая их количество
до одного или нескольких масте-
ров. Тем не менее, зачастую не по-
лучается атрибутировать картины с
полной уверенностью, а иногда это
и вовсе невозможно. На протяже-
нии более чем тридцати пяти лет
моей карьеры я атрибутировал бес-
численное множество картин, опро-
верг ряд атрибуций и, к сожалению,
многие работы мне так и не удалось
атрибутировать.
– Как вам стало известно имя
Кристиана ван Донка? Есть ли
у вас какие-то публикации о
ван Донке? Расскажите нам,
пожалуйста, об этом худож-
нике и его произведениях.
– Кристиан ван Донк возник в
ходе моей работы с голландской и
фламандской живописью. Ничего не
известно о жизни этого живописца,
и всего несколько картин приписаны
его авторству. Но на некоторых есть
подпись этого художника, и с точки
зрения стиля и манеры исполнения
они близки друг другу и могут быть
выделены в отдельную группу. Имен-
но эта основная группа позволила
выявить еще несколько работ этого
безызвестного художника.
– Картина «Менялы» из Боль-
шого собрания изящных ис-
кусств ASG близка творчеству
Кристиана ван Донка. Какую
оценку вы можете ей дать?
– На сегодняшний день мы можем
утверждать, что картина Большо-
го собрания изящных искусств ASG
четко соединяется с основной лини-
ей творчества Кристиана ван Донка.
Художник несколько раз обращался
к теме менял, и изображения таких
деталей, как руки, лица и бумага,
очень близки друг другу. Я бы ска-
зал, что по шкале от 1 до 10, если
в данном случае можно применять
такую градацию, ваша картина мо-
жет быть оценена на 7 баллов.
Кристиан ван Донк
«Менялы»
Германия, XVIII в.
Холст, масло, 94,5×117,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-0854
Кристиан ван Донк
«Менялы»
Дерево, масло. 65,5×92,5 см
5 июня 2008 г., Нью-Йорк,
аукцион Sotheby’s, лот 31
43,750 $ (эстимейт 20,000 –
30,000 $)