№4 (16) 2016
28
Поиск. Версия. Атрибуция
«ВЕЩИ, СОЗДАННЫЕ НЕ НАМИ…»
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ XVII-XIX ВЕКОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ
Аннотация:
статья посвящена истории возникновения и основным периодам развития западноевропейской пейзажной
живописи. На примере этого жанра, полно и разнообразно представленного в Большом собрании изящных искусств ASG,
прослеживается эволюция восприятия и отражения природы во французском, голландском, итальянском и фламандском
изобразительном искусстве.
Ключевые слова:
пейзаж, композиция, перспектива, колорит, пейзажная живопись, топографический пейзаж, мифологи-
ческий пейзаж, классицистический пейзаж.
Abstract:
The article is devoted to the history and development of the major periods of Western landscape painting. The example
of the genre, full of diverse and presented in a large collection of Fine Arts, the ASG, traces the evolution of the perception and
reflection of the nature of the French, Dutch, Italian and Flemish art.
Keywords:
landscape, composition, perspective, color, landscape paintings, topographical landscape, mythical landscape, a
classic landscape
БОРОДИНА Светлана,
главный редактор редакции
масс-медиа ASG, д.п.н.
«Нас окружают вещи, созданные
не нами… это деревья, цветы, тра-
вы, реки, холмы, облака. Веками они
пробуждали в нас любопытство и
благоговение», – писал британский
искусствовед Кеннет Кларк [8]. Ты-
сячелетиями человек использовал
окружающую среду как источник
всего необходимого – пищи, одеж-
ды, топлива – и, наконец, для под-
держки настроения стал воссозда-
вать отдельные картины в своем
воображении, впоследствии обоб-
щенно назвав все это природой.
Осознав и оценив вечную красоту и
одухотворенность природы, чело-
век отрефлексировал ее в художе-
ственном образе, воплощенном в
форме пейзажа (франц. paysage от
pays – местность, страна). Эволю-
ция пейзажной живописи в целом
отражает этапы понимания чело-
веком природы.
ИСТОРИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ
ОБЫДЕННОСТИ В ИСКУССТВО
Прежде чем стать самостоятель-
ным, значимым предметом описа-
ния, пейзаж прошел этап подчи-
ненного, фонового присутствия в
картине. Будучи поначалу знáком
сопровождающих обстоятельств,
более или менее правдоподобной
«рамой» событий священной и древ-
ней истории, пейзаж постепенно об-
ретает характер суверенного пред-
мета изображения и вместе с тем
статус самостоятельного жанра [6].
В начале XII века Святой Ансельм
утверждал, что пагубность вещей
пропорциональна числу чувств, на
которые они воздействуют, и по-
сему почитал опасным сидеть в
саду с розами, услаждающими зре-
ние и обоняние. И это притом, что
для христианского Средневековья
красная роза символизирует кровь
мученика, а белая – непорочность
Девы Марии [9].
Простому мирянину в те вре-
мена не приходило в голову на-
слаждаться природой, поскольку
луга и поля напоминали о тяжком
труде или угрозе голода, морской
берег означал опасность шторма
или пиратских набегов. А за пре-
делами этих пусть и опасных, но
все-таки полезных частей прости-
рались бесконечные леса, болота,
ущелья и т.п.
Даже Джотто (ок. 1267 – 1337),
этот великий наблюдатель челове-
ческих жестов и лиц, от внимания
и острого языка которого не могли
ускользнуть малейшие изменения
настроения его модели, не сни-
зошел до фиксации своих наблю-
дений растительного мира, хотя и
разработал абсолютно новый под-
ход к изображению пространства,