Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 140 Next Page
Page Background

№4 (16) 2016

28

Поиск. Версия. Атрибуция

«ВЕЩИ, СОЗДАННЫЕ НЕ НАМИ…»

ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ XVII-XIX ВЕКОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ

Аннотация:

статья посвящена истории возникновения и основным периодам развития западноевропейской пейзажной

живописи. На примере этого жанра, полно и разнообразно представленного в Большом собрании изящных искусств ASG,

прослеживается эволюция восприятия и отражения природы во французском, голландском, итальянском и фламандском

изобразительном искусстве.

Ключевые слова:

пейзаж, композиция, перспектива, колорит, пейзажная живопись, топографический пейзаж, мифологи-

ческий пейзаж, классицистический пейзаж.

Abstract:

The article is devoted to the history and development of the major periods of Western landscape painting. The example

of the genre, full of diverse and presented in a large collection of Fine Arts, the ASG, traces the evolution of the perception and

reflection of the nature of the French, Dutch, Italian and Flemish art.

Keywords:

landscape, composition, perspective, color, landscape paintings, topographical landscape, mythical landscape, a

classic landscape

БОРОДИНА Светлана,

главный редактор редакции

масс-медиа ASG, д.п.н.

«Нас окружают вещи, созданные

не нами… это деревья, цветы, тра-

вы, реки, холмы, облака. Веками они

пробуждали в нас любопытство и

благоговение», – писал британский

искусствовед Кеннет Кларк [8]. Ты-

сячелетиями человек использовал

окружающую среду как источник

всего необходимого – пищи, одеж-

ды, топлива – и, наконец, для под-

держки настроения стал воссозда-

вать отдельные картины в своем

воображении, впоследствии обоб-

щенно назвав все это природой.

Осознав и оценив вечную красоту и

одухотворенность природы, чело-

век отрефлексировал ее в художе-

ственном образе, воплощенном в

форме пейзажа (франц. paysage от

pays – местность, страна). Эволю-

ция пейзажной живописи в целом

отражает этапы понимания чело-

веком природы.

ИСТОРИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ

ОБЫДЕННОСТИ В ИСКУССТВО

Прежде чем стать самостоятель-

ным, значимым предметом описа-

ния, пейзаж прошел этап подчи-

ненного, фонового присутствия в

картине. Будучи поначалу знáком

сопровождающих обстоятельств,

более или менее правдоподобной

«рамой» событий священной и древ-

ней истории, пейзаж постепенно об-

ретает характер суверенного пред-

мета изображения и вместе с тем

статус самостоятельного жанра [6].

В начале XII века Святой Ансельм

утверждал, что пагубность вещей

пропорциональна числу чувств, на

которые они воздействуют, и по-

сему почитал опасным сидеть в

саду с розами, услаждающими зре-

ние и обоняние. И это притом, что

для христианского Средневековья

красная роза символизирует кровь

мученика, а белая – непорочность

Девы Марии [9].

Простому мирянину в те вре-

мена не приходило в голову на-

слаждаться природой, поскольку

луга и поля напоминали о тяжком

труде или угрозе голода, морской

берег означал опасность шторма

или пиратских набегов. А за пре-

делами этих пусть и опасных, но

все-таки полезных частей прости-

рались бесконечные леса, болота,

ущелья и т.п.

Даже Джотто (ок. 1267 – 1337),

этот великий наблюдатель челове-

ческих жестов и лиц, от внимания

и острого языка которого не могли

ускользнуть малейшие изменения

настроения его модели, не сни-

зошел до фиксации своих наблю-

дений растительного мира, хотя и

разработал абсолютно новый под-

ход к изображению пространства,