Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 140 Next Page
Page Background

29

№4 (16) 2016

Поиск. Версия. Атрибуция

Йоханнес Глаубер, круг

Сборщики хвороста

Холст, масло, 150×198 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1044

Отто Марсеус ван Скрик

Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой

Голландия, XVII в.

Холст, масло, 116×92 см

БСИИ ASG, инв. №04-3436

Маттиас Витхос

Сельский пейзаж с мельницей

Голландия, XVII в.

Холст, масло, 88×103 см

БСИИ ASG, инв. № 04-0841

что впоследствии вдохновляло Ра-

фаэля, да Винчи и Микеланджело.

Первым человеком, который под-

нялся на гору просто так, чтобы по-

любоваться открывающимся с вер-

шины видом, был Петрарка, восторг

от созерцания панорамы Альп, Сре-

диземного моря и Роны он передал

в письме к отцу [8, с.26]. Именно

Петрарка отразил сознание, по-

родившее пейзажную живопись

позднего Средневековья: природа

в целом по-прежнему волнует, она

необозрима и опасна и будит мно-

жество беспокойных мыслей, но в

этой дикой стране человек может

огородить сад [8, с.28]. В Средне-

вековье образ леса противосто-

ял в пейзаже саду, обихоженному

для удовольствия. Но и сам образ

леса был неодинаковым, был лес

цивилизованный, открытый, что

кормил, а был образ враждебный,

таинственный, мрачный и колдов-

ской. Эта традиция сохранялась в

изобразительном искусстве вплоть

до XVII века. Так, в работе из БСИИ

голландского художника Маттиаса

Витхоса «Сельский пейзаж с мель-

ницей» прослеживается четкая

поляризация мира естественной

природы, достаточно мрачной, гу-

стонаселенной и самодостаточной,

пространству природы, облагоро-

женной человеком, наполнен-

ной светом и воздухом. А на

границе этих пространств на-

ходится мельница, которая и в

русской, и в западноевропей-

ской культуре ассоциирова-

лась с нечистой силой, поэтому

располагалась, как правило,

за пределами села. Мастер

натюрмортов и городских сцен

Маттиас Витхос (1627-1703)

более всего известен изобра-

жением насекомых и рептилий

на переднем плане своих кар-

тин. Эта манера может быть

объяснена тем, что он учился

у Отто Марсеуса ван Скрика

(1619-1678). Работы из БСИИ

ASG, принадлежащие ученику

и учителю, доказывают сход-

ство их художественной мане-

ры. Произведения объединяет

достаточно темный колорит,

отсутствие солнечного света и гу-

стонаселенное лесное простран-

ство, в котором человек является

чем-то инородным, вторгающимся

в безмолвный, но драматичный мир

природы – безжизненная птица,

истлевшая лошадь, пожухнувшие

сорняки.

Голландский художник из окру-

жения Йоханнеса Глаубера (1646 –

1726) пишет именно такой лес,

служащий источником топлива, а

не местом прогулок, густые кроны

деревьев не пропускают солнеч-

ный свет, и зайти в этот лес можно

только под воздействием необхо-

димости, сопровождая животных,

ищущих корм или направляющихся

на водопой, либо в поисках хворо-

ста, как это делают персонажи кар-

тины. Диагональная композиция

картины уводит взгляд зрителя за

пределы леса – туда, где высокое