Стр. 187 - Вестник Международного института антиквариата "Мир искусств" №3

Упрощенная HTML-версия

№3 (03) 2013
187
раритет
Ra
Rarität
Rarität
Raritä
Rarität
R A R I TÄT
Rarität
Джованни Джамболоньи
Гермес
1580 г.
Лувр, Париж
Ф.Ф. Гордеев
Гермес
1795 г.
Парк Старая Сильвия,
Павловск
Rarit
В этой рубрике мы будем рассказывать читателям о предме-
тах искусства, по-своему примечательных, имеющих характерные
стилистические и смысловые особенности. Эти предметы – не ше-
девры мирового значения, но вполне соответствующие понятию
«Raritas»,
с латинского – «Редкость».
Франция, 30-е гг. XIX в.
Эдма
Золоченая и патинированная бронза, эмаль,
серебрение (?) литье, гравировка, чеканка
45×15×10 см
Статуя бегущего Гермеса известна еще с античных времен. Схожая с рассма-
триваемой, композиция была сделана в III в. до н.э. в эпоху эллинизма и была
множество раз повторена римскими мастерами. Данная скульптура повто-
ряет композицию скульптора Джованни Джамболоньи. Это имя – псевдоним
скульптора ХVI в. Жана де Булонь – француза, родившегося в Дуэ (Франция),
учившегося в Антверпене (Фландрия) и работавшего в Италии во Флоренции.
Известны три скульптуры Гермеса, аналогичные данной, хранящиеся во Фло-
ренции, Вене и Париже (Лувр). Особенно близок вариант Лувра, исполненный
скульптором в 1580 г.
Скульпторизобразил Гермеса (у римлянМеркурия), легко бегущегопонебесам
в крылатых сандалиях-талариях. Его движению помогает дующий Зефир – юго-за-
падный ветер. На его голове – широкополая шляпа с крылышками – петас. В левой
рукеондержит кадуцей–небольшойжезл собвивающимиего змеямииувенчанный
орлом, являющийся символом его избранности богами. Его правая рука выставлена
вверх, указывая движение вперед.
Уже в эпоху Возрождения эта фигура стала символом предпринимательства и ком-
мерции, т.к.Меркурийпризнавался уримлянбогом-покровителемторговли.
О популярности этой скульптуры говорит тот факт, что к ней обращались
многие ваятели различных стран и эпох. В частности, в 1795 г. русский скуль-
птор Федор Гордеев (1744 – 1810) создал широко известную скульптуру «Гермеса Бегущего» для Старо-
сильвийского парка в Павловске (Санкт-Петербург).
Рассматриваемая скульптура была сделана в XIX в. мастерами Франции и отличается высоким ка-
чеством отлива и чеканной обработки деталей, придающим работе индивидуальный характер и ори-
гинальность. Все это позволяет рассматривать ее не просто как копию, а как творческий вариант.
Скульптура находится на цилиндрическом основании черного мрамора, украшенного рельефом с изо-
бражением детей. Гермес традиционно считался воспитателем детей: бога вина Диониса, сына Венеры
Купидона, бога богатства Плутоса.
Часы были сделаны во Франции, вероятно, в 30-е гг. XIX в., вошедшие в историю
как период Романтизма. Это время, когда в искусстве повсеместно встречается обра-
щение к истории и фольклору. Часто персонажи часов навеяны литературой этого вре-
мени. Здесь можно встретить персонажей Виктора Гюго, Проспера Мериме, Стенда-
ля и Жорж Санд. В частности, фигура девушки с кувшинами возле источника на фоне
домика может быть трактована как изображение Эдмы – героини романа Жорж Санд
«Мопра». По воле автора, девушка резко отличалась от ее окружения, состоящего из
жестоких и алчных членов рода Мопра, знаменитого в прошлом и снискавшего в настоя-
щее время дурную славу грабителей. Имя Эдмы намеренно созвучно с Эдемом – земным
раем. Небольшой домик на заднем плане может быть условным изображением родового
замка семьи Мопра, на что указывает герб над окном, в котором развиваются события
романа. Рельеф внизу также почерпнут из этого литературного произведения, где Эдма
изображена ребенком, воспитывающимся вместе с кузеном Бернаром среди прекрас-
ной природы в окружении любящих людей.
Характерной чертой искусства романтизма является широкое использование архи-
тектурных и орнаментальных элементов былых эпох. В частности, здесь мы встречаем
усложненно трактованные мотивы рококо XVIII в., сочетающиеся с барочными элемен-
тами и атрибутами, свойственными Ампиру. Часы являются типичным образцом искус-
ства своего времени и представляют интерес для коллекционера или любителя искусства.
Франция, XIX в.
Гермес
Бронза, мрамор, литье,
чеканка, серебрение
Высота: 81,5 см
Rarität