183
АНТОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ БСИИ
№1 (05) 2014
дар мадам дю Барри. В 1839 г. картина попала в
Фонтенбло и украшала апартаменты герцогини
Орлеанской, падчерицы короля Луи-Филиппа.
Здесь она находится и по сей день.
С именем Жозефа Вьена связан резкий стиле-
вой перелом во французском искусстве в середине
XVIII столетия. Ученик Натуара и Ж. Ф. де Труа,
он провел в Риме 6 лет, с 1744 по 1750 гг. Несмо-
тря на то, что в целом творчество Вьена времени
его пребывания в Риме и после него соответству-
ет эстетике двора Людовика XV, его встреча с под-
линными римскими произведениями подтолкнула
его к отходу от динамичной чувственности роко-
ко к древнеримскому гармоничному рационализ-
му, от легкости Буше к строгостиНиколаПуссена.
Картина «Продажа Амуров» была представ-
лена в Салоне дворца Фонтенбло и воспринята
как манифест антикизирующего направления.
Дидро встретил ее потоком восторженных по-
хвал. Что касается сюжета, то Дидро описывает
его как «Продажу амуров служанкой почтенной
даме». Официально его заметки не были опубли-
кованы, они передавались в малых группах свет-
ского общества и имели характер отдельных опи-
саний произведений.
В Большом собрании изящных искусств ASG,
в коллекции мебели Франции XIX века на бюро со
скошенной крышкой (инв. № 15-2369) мы встре-
чаем воспроизведение этой картины на пластине
слоновой кости размером 12×20 см, выполненной
в технике гравировки. Она является зеркальным
отражением композиции картины Вьена, с автор-
ской доработкой. Такое использование античных
мотивов, гравюр с картин известных художников
встречалось в декоративно-прикладном искус-
стве Франции довольно часто.
Начиная с XVII и вплоть до конца XIX века,
пока на смену эклектике не пришел кардинально
отличавшийся от всех предыдущих стилей – мо-
дерн, во Франции было популярно использование
античных мифов и их интерпретаций в украше-
нии мебели. Рассматривая сюжет данной плакет-
ки бюро Большого собрания изящных искусств,
важно проследить ее использование в общем де-
коре, сопоставляя комплексно с ансамблем ин-
крустации слоновой костью и конструкцией.
Данное бюро со скошенной откидной крыш-
кой (фр. «bureau de pent») стилистически от-
носится к эпохе историзма. Своими формами и
пропорциями оно отсылает нас к эпохе Людовика
XIV. Сам же вид – бюро де пент – сформировался
в эпоху Регентства и стал популярным во времена
Людовика XV. Бюро собрания искусно сочетает
в себе элементы барокко и рококо. Инкрустация
слоновой костью в виде орнаментальных ком-
позиций включает в себя тонкие растительные
мотивы, соединенные с маскаронами. Данный
тип орнаментики впервые был введен художни-
ком Береном Старшим и получил название «бе-
ренад». Высокие конусообразные
ножки – балюстры, на «каблуч-
ках» – соединены проножкой
сложной формы. Ножки укра-
шены точеными элементами в
виде «сплюснутых пузырей»
(фр. «boules aplaties»). Под-
столье с одним выдвижным
ящиком также украшено сло-
новой костью с изображени-
ем маскарона в растительном
обрамлении. Такое смешение
стилей и техник говорит о
том, что перед нами работа
XIX века. Еще один факт в
пользу этого утверждения -
центральная композиция на
откидной крышке. Плакетка сло-
новой кости стилистически, веро-
ятно, была выполнена несколько
раньше, чем само бюро. Она от-
личается несколько от основного
декора и размером, который не
совсем вписывается в общую ком-
ЖозефМари Вьен
«Продажа Амуров»
Франция, 1763 г.
Масло, холст
Музей-дворец Фонтебло
Бюро со скошенной крышкой
Франция, конец XIX в.
Шпон черного дерева, слоновая кость,
инкрустация, резьба, точение
110×95,5×47,5 см
БСИИ ASGИнв. № 15-2369