decor
Следите за нашими новостями

Художник из окружения Абрахама ван Дипенбека

01.12.2020

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится серия из пятнадцати овальных полотен, которая до недавнего времени была атрибутирована анонимным мастером фламандской школы XVII века. Искусствоведческий анализ работ позволяет предположить, что они выполнены художником из окружения Абрахама ван Дипенбека, который сам был довольно эклектичен и использовал в своих работах мотивы и стилистические элементы других художников, в том числе Рубенса и Ван Дейка, с которыми не просто был знаком, а тесно сотрудничал.

Все работы серии – двусторонние: на одной стороне – сюжеты из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, на другой – изображения святых. Полотна, посвящённые жизни Христа можно выстроить в библейской хронологической последовательности: «Рождество», «Симеон Богоприимец», «Двенадцатилетний Иисус в храме», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение Христа», «Вознесение».

IMG_6782-1.jpg
Абрахам ван Дипенбек, круг
Бичевание Христа
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)


Выразительно полотно со сценой бичевания Христа. Иисус, привязанный за руки к столбику-балясине, изображён в центре, его наготу скрывает лишь белая набедренная повязка. Он закрыл глаза, голова скорбно склонилась набок. Длинные волосы спадают на левую сторону. Христос словно отрешился от боли. Трое его истязателей (лишь один из них в воинском облачении) написаны в момент, когда они замахиваются для нанесения удара. У персонажа в шляпе за спиной Иисуса – розги. Что держат в руках другие герои мы не видим – рука воина в правой части пуста, словно он собирается ударить Христа кулаком. Однако на картине фламандского художника и графика эпохи Барокко Абрахама ван Дипенбека (1596 – 1675) этот же самый воин держит длинную плеть. Действие происходит во дворе претории с арками и башнями. У основания столбика, к которому привязан Иисус, – собака. В глубине справа – еще две мужские фигуры: воин в шлеме с плюмажем и алебардой, а также первосвященник.

2014_CSK_05253_0019_000(abraham_van_diepenbeeck_the_flagellation_en_brunaille100948).jpg
Абрахам ван Дипенбек
Бичевание Христа
Дерево, масло. 43,5×33 см
29 апреля 2014 года, Лондон, аукцион
Christie's, лот 19
£ 32,500 (эстимейт £ 8,000 – 12,000)


Картина ван Дипенбека написана на дереве в технике гризайль. Внизу слева подпись: «AV. Diepe…». Живописец избрал не обычную и запоминающуюся трактовку образа Христа. Его торс развёрнут к зрителям. От склонённой к плечу головы исходит сияние. Мышцы всего тела сильно напряглись в ожидании ударов. Фактически работа из собрания ASG воспроизводит данную картину ван Дипенбека в упрощённом виде. Она зеркально отражает её, а значит написана по гравюре, снятой с произведения живописца. Художник из собрания ASG избирает для своего полотна иное колористическое решение, сделав его полихромным.


 2014_CSK_05253_0019_000(abraham_van_diepenbeeck_the_flagellation_en_brunaille100948).jpg
Абрахам ван Дипенбек Бичевание Христа
(фрагмент центральной части композиции)
29 апреля 2014 г., Лондон, аукцион Christie's,
лот 19

IMG_6782-1.jpg 
Абрахам ван Дипенбек, круг
Бичевание Христа
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

В ходе исследования нами были выявлены три гравюры, снятые с работ Абрахама ван Дипенбека на сюжет «Бичевания Христа». Одна из них находится в Рейксмюсеуме, где хранится обширная коллекция гравюр разных авторов, сделанных с картин ван Дипенбека. Данная гравюра была изготовлена Абрахамом Конрадусом (около 1612 – 1661) в период с 1627 по 1662 годы. Однако исполнена она была не с картины, проходившей на аукционе Christie's в 2014 году, а с более развёрнутой многофигурной работы ван Дипенбека, нынешнее местонахождение которой нам установить не удалось. Левая часть этой гравюры близка аукционной работе (есть некоторые отличия), тогда как правая – демонстрирует новых для зрителя персонажей: стражников, один из которых одет в шкуру хищного зверя.

unnamed (2).jpg
Гравюра Абрахама Конрадуса
с работы Абрахама ван Дипенбека
Бичевание Христа
1627 – 1662 годы
25×31,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Автором гравюры, сделанной с «Бичевания Христа» ван Дипенбека, выставлявшегося на торгах Christie's, является Питер де Байю (1613 – 1660). Она датируется второй четвертью XVII века и принадлежит Музею искусств Льежского университета. По-видимому, именно с этой гравюры, в несколько упрощённом виде, была написана картина из Большого собрания изящных искусств ASG.

f42b0ac5-edb1-4aa5-8364-a2ce3d24a779.jpeg
Гравюра Питера де Байю с работы
Абрахама ван Дипенбека
Бичевание Христа
Вторая четверть XVII века
Музей искусств Льежского университета


Третья гравюра принадлежит неизвестному мастеру и датируется также второй четвертью XVII века. Специалисты Музея Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам) атрибутируют её зеркальной копией гравюры Питера де Байю из Льежского университета [1].

b5b1ad86-cc42-4d0e-aebc-76f39b463695.jpeg
Гравюра неизвестного мастера с
работы Абрахама ван Дипенбека
Бичевание Христа
Вторая четверть XVII века
Музей Бойманса – ван
Бёнингена, Роттердам


В дальнейшем, на протяжении XVII – XVIII веков с этих растиражированных гравюр писали картины многие живописцы. Так, например, в 1744 году мексиканский художник Хосе де Ибарра (1685 – 1756) написал «Бичевание Христа» (частная коллекция) с гравюры Питера де Байю. Неизвестный мастер XVII – XVIII веков исполнил всё то же «Бичевание Христа» из монастырского комплекса Кармен Альто в Кито (Эквадор). Ещё одно произведение на сюжет «Бичевание Христа» неизвестного живописца XVII столетия представлено в Церкви Святого Франциска в Боготе (Колумбия). Интересно, что в композиции из францисканской церкви рука воина, который по задумке Абрахама ван Дипенбека должен держать плеть, так же пуста, как и на полотне из собрания ASG.


 5b735bd9-4f52-4825-9b1c-f1bdeeefa3d2.jpeg
Хосе де Ибарра
Бичевание Христа
1744 год
Холст, масло
Частная коллекция

 b95b2abb-f834-4645-904e-39415214b7fe.jpeg
Неизвестный художник XVII века
Бичевание Христа
Холст, масло
Церковь Святого Франциска, Богота


 епг.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Бичевание Христа (фрагмент картины с изображением
воина в правой части композиции)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

одо.png 
Неизвестный художник XVII века
Бичевание Христа (фрагмент картины с изображением воина
в левой части композиции)
Церковь Святого Франциска, Богота

Искусство Абрахама ван Дипенбека было популярно уже при жизни мастера. Художник работал помощником самого Питера Пауля Рубенса. А потому число потенциальных авторов серии из собрания ASG среди фламандцев XVII века крайне велико. Однако на «Бичевании Христа» аналогии не заканчиваются. Живописец, создавший данную серию, хорошо знал творчество ван Дипенбека и, возможно, был его приближённым или учеником, работавшим в мастерской художника. Сам ван Дипенбек обучался у своего отца Яна ван Дипенбека (работал в Хертогенбосе с 1573 по 1621 годы), первоначально – росписи по стеклу. С 1621 года ван Дипенбек работал в Антверпене, где снискал популярность росписями витражей в Доминиканской церкви на сюжеты из жизни святого Павла. Поступив в мастерскую Рубенса (1623/1624 годы), он вскоре стал одним из лучших его учеников и помощников. Здесь он написал свои первые работы маслом – исторические полотна и портреты. В 1626 – 1627 годах, совместно с другими учениками Рубенса, он создавал картоны для серии шпалер «Евхаристия». Это был крупный заказ, который мастерская Рубенса получила от инфанты Изабеллы. Художник так же активно работал в типографии «De drukkerij van Plantijn». В 1632 году по поручению Рубенса ван Дипенбек отправился в Париж и Фонтенбло, где изготовил серию рисунков, основанных на работах Франческо Приматиччо (1504 – 1570) и Никколо дель Аббате (около 1509/1512 – 1571). Во Франции он написал портрет Фердинанда Австрийского, о чем свидетельствует гравюра Антуана ван дер Дуса и надпись на ней: «Diepenbeke inventi 1634».

Abraham_van_Diepenbeek;_Adriaen_van_Utrecht_-_Holy_Family_with_the_Infant_John_and_Angels.jpg
Абрахам ван Дипенбек
Адриан Утрехт (1599 – 1652)
Святое семейство с Иоанном
Крестителем и ангелами
1640-ые годы
170×243 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


В 1638 году живописец был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки, а в 1641 году стал главой академии живописи Антверпена. После поездки в Италию ван Дипенбек занялся исключительно масляной живописью и рисунком. Он создал серию из 58 рисунков, выгравированных затем Корнелием Блумартом II (1603 – 1692), для книги «Полотна из Храма Муз» (фр. «Tableaux du Temple des Muses») аббата Мишеля де Мароля. Во время правления Карла I ван Дипенбек работал в Англии. В эти годы им был исполнен портрет Уильяма Кавендиша, первого герцога Ньюкасла и его семьи. Кроме этого художник проиллюстрировал его книгу, посвящённую верховой езде. Сегодня самой известной работой Абрахама ван Дипенбека является «Сидящий в кресле человек». Популярность рисунок приобрел в 1978 году после выхода в Германии широко распространившейся марки с его изображением.

506px-Stamps_of_Germany_(DDR)_1978,_MiNr_2352.jpg
Немецкая почтовая марка с
изображением рисунка Абрахама ван
Дипенбека «Сидящий в кресле
человек»
1978 год
Государственные музеи Берлина


В некоторых биографических источниках подчеркивают, что ван Дипенбек был не просто учеником, но и помощником Рубенса [2]. Он не только копировал работы выдающего мастера, но и разрабатывал для его обширной мастерской собственные проекты с последующим их воплощением. Существует версия, что в период обострения приступов подагры у Рубенса во главе мастерских был ван Дипенбек [2]. А раз так, то, конечно, в окружении художника было немало учеников, подражавших ему. Вероятно, одним из них и была написана серия картин из Большого собрания изящных искусств ASG. Причем живописец не просто копировал работы ван Дипенбека, но и проявлял оригинальность в композиционных построениях, иногда лишь «заимствуя» некоторых персонажей с произведений знаменитого мастера. Так, например, между 1630 – 1675 годами ван Дипенбек исполнил «Распятие», которое ныне хранится в Музее Фицуильяма в Кембридже. Данная работа, как и «Бичевание Христа», написана на дереве в технике гризайль и имеет аналогичные размеры с картиной с аукциона Christie's. Обе композиции когда-то входили в одну серию, посвящённую земному пути Иисуса. Сюда же относится «Оплакивание» (местонахождение неизвестно) [3].

Abraham_van_Diepenbeeck_-_The_Crucifixion_(Fitzwilliam_Museum).jpg
Абрахам ван Дипенбек
Распятие
Между 1630 – 1675 годами
Дерево, масло. 45×33 см
Музей Фицуильяма, Кембридж


Справа, рядом с Девой Марией, здесь изображён Иоанн. Он прижал руки к груди и испуганно вглядывается в лицо Учителя снизу вверх. Близко ему изображение юного апостола с работы «Распятие» из собрания ASG. В данном случае Иоанн так же подался вперед и сбоку смотрит на Христа. Схожи лица персонажей и их выражения: оба подняли глаза вверх, сдвинули брови и приоткрыли рты. При этом художник из собрания ASG меняет положение рук Иоанна – одна из них прижата к груди, другая – отведена в сторону.


 IMG_6722-1.jpg
Абрахам ван Дипенбек, круг
Распятие
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

 аву.png
Абрахам ван Дипенбек
Распятие (фрагмент картины с изображением
Иоанна)
Музей Фицуильяма, Кембридж

шгщг.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Распятие (фрагмент картины с изображением Иоанна)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)


А вот Дева Мария «списана» с другого «Распятия» ван Дипенбека, проходившего на аукционе Lempertz 15 марта 2017 года. Мадонна, разведя руки в стороны ладонями вверх, смотрит сбоку на распятого Сына.

 Abraham_van_Diepenbeeck_-_The_Crucifixion.jpg
Абрахам ван Дипенбек
Распятие
Дерево, масло. 62×44,5 см
15 марта 2017 года, Кёльн, аукцион
Lempertz, лот 18
€ 4,960 (эстимейт € 5,000 – 6,000)

 пн.png
Абрахам ван Дипенбек
Распятие (фрагмент картины с изображением Девы
Марии)
15 марта 2017 года, Кёльн, аукцион Lempertz, лот 18

гш.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Распятие (фрагмент картины с изображением Девы
Марии)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)


В обоих случаях на заднем плане вдалеке художники пишут идентичные городские постройки в серо-голубой цветовой гамме. При всей близости персонажей, в «Распятии» из собрания ASG художник не слепо копирует ван Дипенбека, но изменяет детали одежд святых и драпировок, расположение фигур в композициях, постановку рук. Входит в серию и «Воскресение Иисуса Христа» или «Стража у гроба». События эти описываются в Евангелии от Никодима: «Когда мы стерегли гробницу, содрогнулась земля, и мы увидели, что ангел Божий отвалил камень могильный и сидел на нём, и вид его был как молния, и ризы его как снег, и от страха перед ним мы были как мёртвые. Мы слышали, как ангел говорил женщинам, которые пришли к гробнице Иисуса: «Не бойтесь! Я знаю, что ищете Иисуса, который был на кресте распят, – Он воскрес…» (Евангелие от Никодима, 13). В западноевропейской иконографической традиции «Воскресение» изображалось в виде парящей в воздухе фигуры Христа и нескольких стражников (количество варьировалось от двух до шести). Их размещали вокруг гроба, из которого восстал Христос. Они либо стоят и с ужасом взирают на происходящее, либо разбегаются в страхе. Известны изображения, где стражи продолжают спать. На картине из собрания ASG круга ван Дипенбека Христос изображён в красном плаще, взмывающим вверх из отверстого гроба. В руке он держит белое знамя с красным крестом. Белый цвет олицетворяет его чистоту и святость, а красный крест – символизирует пережитую боль и страдания. Справа в нижней части – воины, один из которых в испуге вскинул руку, а другой продолжает спать.

IMG_6778-1.jpg
Абрахам ван Дипенбек, круг
Воскресение Иисуса Христа (Стража у
гроба)
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)


В красном же плаще и со знаменем в руке Христос изображён на полотне круга Абрахама ван Дипенбека «Воскресение Иисуса Христа» с аукциона Hampel. На нём он не парит в воздухе, а выходит из гроба. В его левой руке – пальмовая ветвь мученичества. Справа – стражники. Одни завороженно смотрят на Иисуса и золотое сияние, исходящее от него, другие – спят.

Hampel-79154011.jpg
Абрахам ван Дипенбек, круг
Воскресение Иисуса Христа
(Стража у гроба)
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 55×82 см
17 сентября 2010 года, Мюнхен,
аукцион Hampel, лот 389
Эстимейт € 1,800 – 2,200


Данные картины на сюжет «Воскресения» написаны художниками из окружения ван Дипенбека. На обоих полотнах Христос предстаёт в классической трактовке образа: тёмные вьющиеся волосы до плеч, борода, ярко-красный плащ свободно развевается вокруг его тела. Примечательно, что фигура Иисуса, его поза интерпретированы живописцами в близкой манере: торс повёрнут к зрителям практически фронтально, голова склонилась вправо, нога, согнутая в колене, выставлена вперёд, справа на груди кровоточащая рана. Безусловно, работа с аукциона Hampel написана более даровитым художником, который лучшее владел анатомией, свето и цветопередачей. Однако и композиция из собрания ASG обладает своеобразием в подаче персонажей – Иисус среди серых облаков и света, идущего от его головы, восстал из открытого гроба. Он не смотреть на стражников, один из которых в испуге бежит, а второй – продолжает спать.


 вкае.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с
изображением Иисуса Христа)
17 сентября 2010 года, Мюнхен, аукцион Hampel,
лот 389

 аеуе.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с
изображением Иисуса Христа)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

Ещё одно «Воскресение Иисуса Христа» ван Дипенбека воспроизводит гравюра Корнелиса Галле II (1600 – 1678) из Рейксмюсеума. На ней Иисус, как и на картине из собрания ASG, парит над гробом. Схожи в живописной композиции и гравюре форма шлемов стражников и алебарды.


 вмам.png
Гравюра Корнелиса Галле II с работы Абрахама
ван Дипенбека
Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)
1650 – 1653 годы
29,5×19,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам

 Безымянный.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с изображением стражников)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

вапв.png
Гравюра Корнелиса Галле II с работы Абрахама
ван Дипенбека
Воскресение Иисуса Христа (фрагмент гравюры
с изображением стражников)
Рейксмюсеум, Амстердам


Помимо полотен с Иисусом Христом, вторым сюжетным циклом серии из собрания ASG являются сцены из жизни Девы Марии, которые также имеют определённую хронологическую последовательность: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Вознесение Девы Марии», «Коронование Богоматери», «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Пятидесятница).

IMG_6760-1.jpg
Абрахам ван Дипенбек, круг
Вознесение Девы Марии
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)


Церковный догмат о «Вознесении» основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков Богоматери не было обнаружено. В центре композиции круга Абрахама ван Дипенбека изображена парящая в небесах Дева Мария в белой тунике и синем мафории. От её головы исходит золотое сияние. Богородицу окружают херувимы и ангелы среди облаков. Подобным образом изображена Мадонна и на рисунке ван Дипенбека из Библиотеки и музея Моргана (Нью-Йорк). На нём взгляд Богоматери так же обращён вверх на источник света, одна рука, с разведёнными пальцами, прижата к груди, другая – отведена в сторону ладонью к зрителям, согнутая в колене нога выставлена вперёд. Развеваются драпировки мафория, а также узкого плата у головы Девы Марии. Близки позы и двух ангелов, поддерживающих облако – оба написаны со спины.


 283199v_0001.jpg
Абрахам ван Дипенбек
Вознесение Девы Марии
Карандаш, коричневые чернила, чёрный мел,
акварель на бумаге
46×26 см
Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

 длро.png
Абрахам ван Дипенбек, круг
Вознесение Девы Марии (фрагмент картины с
изображением Мадонны и ангела, обращённого
спиной к зрителям)
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

орп.png
Абрахам ван Дипенбек
Вознесение Девы Марии (фрагмент рисунка с
изображением Мадонны и ангела, обращённого
спиной к зрителям)
Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк


На обратных сторонах полотен серии из Большого собрания изящных искусств ASG изображены в полный рост апостолы и святые со своими атрибутами: Пётр с ключом от Царства Небесного, апостол Симон с пилой, покровитель пилигримов Иаков Зеведеев с посохом, апостол Фома с копьём, которым он был пронзён, апостол Иуда Фадей держит лодочный крюк как символ его миссионерских путешествий, апостол Варфоломей с куском собственной кожи в руке, евангелист Матфей с пикой, апостол Андрей с крестом в виде буквы X («Андреевский крест»), на котором он был распят, апостол Иаков Младший с палкой, Николай Мирликийский в епископском облачении, Иоанн Богослов с чашей, из которой выскальзывает змея, апостол Павел с мечом, евангелист Марк, пишущий книгу, святой Меркурий Кесарийский с поднятым вверх мечом, Иосиф Обручник с младенцем Иисусом и лилией. Во всех случаях фоном служат пейзажи с архитектурными постройками и тёмным облачным небом.


 img_6694_1.JPG  
Абрахам ван Дипенбек, круг
Святой Меркурий Кесарийский
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

  IMG_6743-1.jpg 
Абрахам ван Дипенбек, круг
Иоанн Богослов с чашей
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

Двусторонние религиозные композиции (таблетки или плакетки), тем более серийные, в западноевропейском изобразительном искусстве явление не столь распространённое. В целом примерами двусторонней живописи могут служить алтари: Изенгеймский алтарь немецкого художника Северного возрождения Маттиаса Грюневальда, Алтарь Паумгартнеров (1503 г.) Альбрехта Дюрера, Гентский Алтарь (1432 г.) Яна Ван Эйка, Алтарь Портинари (1475 – 1478 гг.) Хуго ван дер Гуса, Алтарь Страстей (1491 г.) Ганса Мемлинга и т.д. Здесь живопись располагается по обеим сторонам многочисленных створок, и всё изображённое является частью единого алтарного ансамбля. Таким образом, можно сказать, что помимо функциональности, присутствует принцип ансамблевости, подчинения нескольких частей одной идее. Также в западноевропейском искусстве встречаются двусторонние светские портреты, имеющие с оборота изображения в виде аллегорических сцен, знаков и родовых гербов модели (Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи»; Пьеро делла Франческа «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца»). Они несут информацию об изображенном, подчеркивая его статус и значимость. Здесь же можно провести параллель с медалями, впервые появившимися в эпоху Возрождения, где с одной стороны изображался профиль портретируемого (по типу античных камей), а с другой – аллегорические изображения. В случае с серией полотен круга Абрахама ван Дипенбека из собрания ASG какая-либо общая закономерность или же связь между изображениями по обе стороны холстов отсутствует. Они не согласуются ни в соответствии с библейскими сюжетными линиями, ни с христианскими праздниками. Скорее всего это адресный патронажный набор сюжетов и святых, выполненный художником по заказу фламандского монастыря или церкви. Их двусторонность объясняется тем, что они были выносными и использовались в крестных ходах, традиция которых в католичестве берёт своё начало ещё со времён Средневековья. В творчестве ван Дипенбека есть ростовые изображения святых и Отцов Церкви, о которых мы сегодня можем судить по сохранившимся гравюрам из того же Рейксмюсеума. Однако совпадения между этими гравюрами и изображениями святых круга ван Дипенбека из собрания ASG отсутствуют: различен их состав и манера исполнения. Некоторые весьма общие черты сходства можно обнаружить только лишь в изображениях святого Николая Мирликийского круга ван Дипенбека из собрания ASG и святого Альберта Великого с гравюры 1644 года Маттеуса Боррекенса (1615 – 1670).


 img_6705_1.JPG
Абрахам ван Дипенбек, круг
Святой Николай Мирликийский
Фландрия, XVII век
Холст, масло. Овал 56,5×48,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 – 15)

 unnamed.jpg
Гравюра Маттеуса Боррекенса с работы Абрахама
ван Дипенбека
Святой Альберт Великий
1644 год
25,5×13,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что серия из 15 картин Большого собрания изящных искусств ASG, ранее атрибутированная фламандской школой XVII века, была исполнена художником из окружения соратника Рубенса – Абрахама ван Дипенбека. Автор этой серии был не столь одарённым, как ван Дипенбек, но довольно самобытным художником. Он хорошо знал творчество ван Дипенбека и, возможно, был его учеником. Создавая данную серию, он повторил его композицию «Бичевание Христа» по гравюре Питера де Байю, а также некоторых персонажей с произведений мастера: святого Иоанна и Деву Марию с картин на сюжет «Распятие», воскресшего Иисуса Христа и Мадонну с рисунка «Вознесение». На оборотах двусторонних полотен, использовавшихся в качестве выносных во время крестных ходов, изображены святые и апостолы. Данные композиции, как и фигуры святых работы самого ван Дипенбека, сохранившиеся благодаря гравюрам, исполнены под впечатлением от работ испанца Хусепе де Риберы (1591 – 1652), который в 1630-е годы создал свою знаменитую серию «Apostolados», где апостолы изображены полуфигурами или в рост.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
The Flagellation
Дата доступа: 2.10.2020.
Abraham van Diepenbeeck
Дата доступа: 5.10.2020.
Abraham van Diepenbeeck. The Lamentation
Дата доступа: 7.10.2020.

Поделиться: