decor
Следите за нашими новостями

Приобщаем к тонкому искусству атрибуции

05.05.2023

Вышел в свет 41 номер «Мира искусств»
Темой очередного номера стало «Тонкое искусство атрибуции», так как материалы атрибуционных исследований произведений изобразительного искусства из Большого собрания изящных искусств ASG составляют значительную часть его содержания. Уникальность коллекций собрания и их системность обеспечивают актуальность и новизну научных статей, доказательством чему служат монографические работы: атрибуция авторских клейм французской мебели XVIII века и анализ пейзажной живописи «итальянского француза» Гаспара Дюге.


Постоянную рубрику журнала «Поиск. Версия. Атрибуция», где представлены материалы по искусству, открывает статья д.п.н. редактора журнала Светланы Бородиной, обосновывающая новый подход к оценке его творчества. Историки искусств не сразу поняли своеобразие живописных полотен французского пейзажиста, работавшего в Италии – Гаспаре Дюге (1615 - 1675). В данной работе особое внимание уделяется переосмыслению значимости произведений художника, так как долгое время пейзажи Гаспара Дюге рассматривались в аспекте истории жанра. В статье представлен искусствоведческий анализ множества полотен мастера, в том числе и трех исключительных картин из Большого собрания изящных искусств ASG: «Пейзаж с видом на гору Соракта», «Пейзаж с пастухами» и «Рыбаки, застигнутые бурей».


Дюге, Гаспар
Рыбаки, застигнутые бурей
1650 – 1675-й годы
Холст, масло. 47,5×64 см
БСИИ ASG, инв. №04-3939


Дюге, Гаспар
Пейзаж с пастухами
Италия, 1669-1671 годы
Холст, масло. 49,5×65 см
БСИИ ASG, инв. №04-1303

Атрибуционное исследование к.п.н. директора музея Алины Булгаковой на тему клейм французских чернодеревщиков XVIII века демонстрирует высокий уровень сохранности произведений из нашей коллекции, а также большой научный потенциал Большого собрания изящных искусств ASG. Коллекция насчитывает как минимум 88 клейменых предметов мебели XVIII века, в статье представлены фотографии изделий из дерева, факсимиле клейм эбенистов и таблица с авторскими клеймами французских мебельщиков из БСИИ ASG.


Делорм, Адриен
Комод
Франция, середина XVIII века (период Рококо)
Палисандр, розовое дерево, фиалковое дерево,
маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с пятнами и
жилами красного и белого цветов (Gris des Ardennes)
89,5×102×53 см
БСИИ ASG, инв. № 12-1999


Клеймо Адриена Делорма (6 – 7 мм) на комоде
Большого собрания изящных искусств ASG, инв. №12-1999


Клеймо Адриена Делорма
в подстолье рабочего столика
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В номере вестника читатель найдет исследования начинающих специалистов, в том числе магистрантов Казанского государственного института культуры. Искусствовед МИА Дарья Молотникова атрибутировала набор мебели для сидения эпохи Людовика XVI из БСИИ ASG. Первая часть статьи направлена на обоснование конструктива предмета и его декора как основы его экспертной оценки как явления ДПИ. Аналогичной логики при атрибуционном анализе придерживается Дарья Герасимова в своей работе «Обходные кресла-бюро из Большого собрания изящных искусств ASG». В исследовании приводится история появления и развития «угловых» и «обходных» кресел, уделяется внимание своеобразию обходных кресел-бюро из нашей коллекции.




Канапе и шесть кресел
Франция, 80-е – 90-е гг. XVIII в.
Дерево, резьба, точение, левкас, золочение
Канапе 94×168×57 см,
Кресла 88,5×56×50 см
Обивка гобеленом 1790 – 1810 годы
шерсть; шпалерное ковроткачество
БСИИ ASG инв. № 11-1130 (1 – 7)


Обходное кресло-бюро
Франция, середина – вторая половина XIX века
Дерево, объёмная резьба
76×63×63 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2610

«Красноречивое молчание картезианцев» Анастасии Голубевой - еще одна работа, выполненная под научным руководством доцента Алины Булгаковой. При научном исследовании картины «Иисус с атрибутами Страстей Христовых» из Большого собрания изящных искусств ASG удалось определить, что данное полотно выполнено кругом Хуана де Вальдеса Леаля (1622 - 1690).


Вальдес Леаль, Хуан де, круг
Иисус с атрибутами Страстей Христовых
Испания, XVII век
Холст, масло. 55×43 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1808

Интерес у читателей могут вызвать статьи, одна из которых посвящена искусствоведческому анализу картины «Морское сражение испанского и голландского флота» фламандского мариниста Андриса ван Эртфельта (1590 – 1652). Во второй уделяется внимание трактовки сюжетов с живописного полотна «Сцены из жизни францисканского святого» из БСИИ ASG, написанного художником итальянской школы XVII века.


Эртфельт, Андрис ван
Морское сражение испанского и голландского флота
До 1627 года
Холст, масло. 170×260 см
БСИИ ASG, инв. № 03-5042

Немаловажное место в деятельности Международного института антиквариата занимает реставрация произведений. Мастера провели масштабную работу по восстановлению ряда предметов декоративно-прикладного искусства. В реставрационных дневниках приведены фотографии процесса реставрации, а также описана методика и последовательность реставрационных вмешательств. На этот раз восстановили мебель санитарно-гигиенического назначения и голландский комод-секретер.

Дизайнер журнала Татьяна Копосова продемонстрировала новое дизайнерское решение оформления вестника, где особое внимание уделяется начальным страницам статей.







Дарья Молотникова

Поделиться: