decor
Следите за нашими новостями

Фаворитами сентябрьского аукциона старых мастеров стали болонцы

05.10.2022

На сентябрьском аукционе в старейшем аукционном доме Европы Хампель (Мюнхен) одними из самых дорогих лотов стали картины представителей болонской школы - Маркоантонио Франческини, Джакомо Сементи, Франческо Читтадини и Джованни Чимаролли.

Для образованных путешественников и ценителей искусств XVII-ХVІІІ веков – современников этих живописцев - Болонья была одним из самых важных художественных центров Италии. Хотя этот город не дал стране ни одного гения, ни одного святого, ни одного героя, слава его художественных хранилищ и церквей равнялась Флоренции и Венеции и уступала только Риму.

«Живость без суеты, образованность без педантизма» - главные достоинства болонской школы – характерны и для творений ее представителей в Большом собрании изящных искусств ASG.

Один из безусловных фаворитов аукциона – работа последователя Маркоантонио Франческини «Вирсавия в бане». Франческини был мастером барочного классицизма, и его изящные фигуры всегда были величавыми и очень красивыми. Поэтому неудивительно, что его работы украшают коллекции известных музеев.


Франческини, Маркоантонио, последователь Вирсавия в бане. Холст, масло. 200 х 288 см. Хампель, лот 332, аукцион 30.09.2022. Эстимейт € 100,0 – 120,0 тыс.

В центре типичной для Франческини композиции изображена ярко освещенная Вирсавия, в будущем любимая жена библейского царя Давида и мать будущего царя Соломона, изображенная на террасе во время омовения. Слева находится затененный грот со скульптурой, позади балясины ограждения террасы. Пока четыре молодые прелестные женщины готовятся умастить тело юной госпожи благовониями, царь Давид, легко узнаваемый по своей блестящей золотой короне, никем не замеченный серьезно размышляет, упираясь локтем в балюстраду. Давид уведет Вирсавию из дома, зная, что она замужем за офицером его армии, и отдав приказание командиру отправить соперника практически в западню, на верную гибель. Согласно Библии, эти действия вызвали гнев Божий: ребенок, рожденный от прелюбодеяния, проживет лишь несколько дней. Эта тема, очевидно, была очень популярна у заказчиков Франческини, поскольку образ Вирсавии неоднократно повторяется в его творчестве, то первенствуя над образом Давида, то отступая на второй план.

Маркоантонио Франческини родился 5 апреля 1648 года в Болонье. Современники описывают его как человека честного, благородного, имевшего обыкновение отдыхать от живописи, играя на лютне. Первым учителем Франческини был Г. М. Галли, представитель известного семейства декораторов и сценографов да Бибьена, после смерти которого (1665) он вынужден был продолжить обучение самостоятельно. Около двадцати лет Франческини поступил в мастерскую К. Чиньяни, у которого в то время учились его сын Феличе и двоюродный брат Луиджи Куайни. Последний впоследствии станет постоянным соавтором Франческини. Чиньяни с его помощью создавал живописные циклы в различных эмилианских городах. В течение десяти лет (1680-1690), работая уже самостоятельно, Франческини написал множество библейских образов в болонских храмах.


Франческини, Маркоантонио Последнее причастие Марии Египетской (1680). Медь, масло. 42,5 х 54,3 см. Музей Метрополитен.

В 1690-ые годы известность Франческини перешагнула границы Италии, но художник остался верен родной Болонье. Например, он сначала отказался от приглашения Карла II, короля Испании, которое впоследствии было принято Л. Джордано, затем от курфюрста Палатина Иоганна Вильгельма, возжелавшего, чтобы он в Мангейме украсил городской дворец, и от принца Лихтенштейна, предложившего ему должность в Вене. Среди многочисленных европейских коллекционеров его клиентами были также Август Фридрих II Саксонский, принц Федерико Кристиано, граф Шаумбург-Липпе, маркиз Эксетер, граф Кауниц. Сюжеты, популярные у просвещенной европейской аристократии, вращались в основном вокруг мифологических историй, ветхозаветных персонажей и литературных сюжетов.


Франческини, Маркоантонио Аллегория милосердия (1683-1684). Холст, масло. 156 х 212 см. Саратов, Радищевский музей.

Старое название этой картины, под которым она когда-то значилась в коллекции императрицы Жозефины, первой жены Наполеона Бонапарта: "Природа в образе женщины, кормящей детей". Картина "Аллегория милосердия" - пример классической композиции, ясной, стройной и величавой. В её основе лежит правильный равнобедренный треугольник. Эта форма композиции, открытая ещё Леонардо да Винчи, создаёт ощущение идеального равновесия и устойчивости.

Женщина в окружении детей сидит под сенью дерева граната. В её поднятой руке - плод граната, христианский символ Воскресения. Множество зёрен, содержащихся под твёрдой кожурой, сделало его также символом единения многих под одним началом, Церкви или Светского правителя. Столь же символичен и пейзаж в правой части картины с низкой линией горизонта и тёплым вечерним освещением. Он навевает чувство тишины и покоя. Однако, женщина и дети освещены из другого источника. В этом - одна из особенностей классицизма: автору картины важен прежде всего художественный эффект, а не правдоподобие.

Картины Франческини имеют академический и идеалистический оттенок, редкий даже для представителя Болонской школы живописи. Разреженные фигуры расположены строго по системе и часто похожи не на людей, а фарфоровых кукол. Стиль художника часто классифицируют как барочетто, смесь барокко и рококо; а иногда его называют «болонский Маратта».


Франческини, Маркоантонио, круг Триумф Давида Холст, масло. 55,5×146 см БСИИ ASG, инв. №04-2125

Все сказанное в полной мере относится и к произведению художника, хранящемуся в Большом собрании изящных искусств ASG. Оно представляет эпизод, когда Давид возвращается домой после победы над Голиафом. Навстречу победителю устремляются ликующие женщины, играя при этом на музыкальных инструментах, танцуя и напевая. Матери семейств вместе с детьми также вышли за городские стены. Все славят Давида, восклицая: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч».

Давид изображен в левой части, он сидит на белом коне, держа в руках большой меч в ножнах. Его сопровождают воины, продолжающие жарко обсуждать одержанную победу, один воин, чтобы было видно издалека, высоко поднял отсеченную голову Голиафа. Справа – процессия женщин, выходящих из городских ворот встречать победителя. Благодаря опять же формату и застывшему (хотя горизонтальный формат создает все условия для динамики) действию картина Маркоантонио Франческини напоминает одновременно и фреску, и шпалеру, и мозаику, в искусстве которых у художника были несомненные достижения.


Сементи, Джованни Джакомо и Читтадини, Франческо Даная. Холст, масло. 119 х 179 см. Хампель, лот 313, аукцион 30.09.2022. Эстимейт € 60,0 – 100,0 тыс.

Следующий лот является плодом сотворчества Джакомо Джованни Сементи и Франческо Читтадини.

Даная, роскошное тело которой раскинулось по нисходящей диагонали картины, находится в заточении, отец аргосский царь Акрисий, которому было предсказано, что он погибнет от руки своего внука, сделал все, чтобы красавица-дочь была полностью лишена мужского общества. Зевс, потерявший голову от ее красоты, особенно его поразили ноги Данаи (не случайно Сементи так подробно их выписал), проявил всю свою изобретательность и всемогущество: он превратился в золотой дождь и через щели в потолке пролился в подземную тюрьму Данаи, а спустя положенное время стал отцом Персея, будущего героя.

Мы становимся свидетелями начала этого золотого потока в изголовье Данаи, которая его пока еще не замечает.

Сементи, переехавший в Вечный город в 1626 году, родился в Болонье. Его учителями были Денис Калверт и Гвидо Рени, Сементи неоднократно выступал главным исполнителем заказов, поступавших в мастерскую Рени, в 1621 году он сопровождал маэстро Рени в Неаполь, но заказ не был выполнен из-за резко враждебного отношения неаполитанских художников, распускавших слухи о том, что они готовятся отравить знаменитого болонца.

Начиная с 1624 года Сементи находился на службе у кардинала Маурицио ди Савойя, покровительство которого побудило его переехать в Рим. В честь кардинала Сементи назвал своего сына, родившегося в браке с Чечиллией Каваллони.

Сементи не был одарен от природы, как его учитель, мастерства живописца он добился усердной практикой рисовальщика, вдохновленной академической концепцией Рени, считавшего рисунок «основой искусства, настоящим испытательным стендом, по которому можно было измерить способности живописца, рост которого был связано с постоянными усилиями по учебе и рисованию». Рисунки Рени использовались его учениками в качестве моделей, а Сементи нередко репродуцировал графические изобретения мастера в своих картинах.

Соавтор Сементи Франческо Читтадини (Миланезе) родился в 1616 году в Милане, за что и получил свое прозвище. Он начал рисовать очень рано; был учеником Даниэле Креспи, затем примерно в 1634 году переехал в Болонью специально, чтобы учиться у Гвидо Рени.

Около 1645-1646 годов совершил поездку в Рим; вернулся оттуда в 1650 году, чтобы навсегда поселиться в Болонье, где 19 июня 1653 года женился на Джулии Балларини. Из его многочисленных детей (документы свидетельствуют чуть ли не о 22) по крайней мере трое, Карло Антонио, Анджело Микеле, Джованни Баттиста, будут художниками.

Школа Рени, успешным учеником которой он был, привела его к изучению и копированию самого Рени, Карраччи, к изображениям священной истории, к «фигурным» картинам, которые, хотя и помнят о традициях уходящего маньеризма Ломбардии, теперь формируются в соответствии с метрами Болонской академии. Но гораздо чаще Читтадини писал пышные и богатые натюрморты.


Читтадини, Пьер Франческо Ванитас (1681)

Уже беглый взгляд на данную картину позволяет определить «зону ответственности» Читтадини в совместной работе с Сементи. Им написан весь антураж Данаи – пышные драпировки богатого балдахина кровати, который в настоящий момент откинут, корзина с цветами, струящийся шелк, едва прикрывающий красивое сильное тело Данаи.

Сам же образ Данаи своим телосложением – не большой относительно корпуса грудью, округлым животом, сильными крепкими ногами - напоминает другой персонаж Сементи – Сусанну из произведения «Сусанна и старцы», хранящегося в БСИИ.


Сементи, Джованни Джакомо Сусанна и старцы Холст, масло. 130×161 см. БСИИ ASG, инв. № 04-3839

Картина, поступившая в собрание как работа мастерской Сементи, в 2020 году была атрибутирована его авторством.


Чимароли, Джованни Баттиста Аркадский пейзаж с обелисками. Холст, масло. 69,6 х 109 см. Хампель, лот 372, аукцион 30.09.2022. Эстимейт € 24,0 – 30,0 тыс.

В центре композиции Чимароли - небольшой обелиск, частично затененный деревьями справа, установленный перед небольшим водоемом. Слева, за оградой с пилястрой растет купа деревьев и кустарников с одним засохшим стволом, молодая женщина в красном платье с белым фартуком провожает мужа, отправляющегося на навьюченном осле, перед которым маленькая собака, облаивающая коз на противоположном берегу водоема. Хозяева коз расположились на переднем плане справа. На заднем плане обнесенный стеной обширный комплекс зданий и на высокой скале крепость с круглой башней. Гармоничный ландшафт достигнут за счет мягких переходов цвета с преобладанием желтых тонов, как нельзя точнее передающих зной южного лета. Высокое голубое небо с белыми облаками дополняет эту чисто итальянскую картину.


Чимароли, Джованни Баттиста, круг Молодая крестьянка и рыбак перед водопадом Холст, масло. 56×37 см БСИИ ASG, инв. № 04-1934

Джованни Баттиста Чимароли (1687–1771) был мастером деревенских пейзажей с фермами, виллами и изящными фигурами, а также каприччио руин и видов городов Венето. Он учился у Антонио Ауреджио, а затем в Болонье у Антонио Кальца, известного пейзажиста и баталиста, впоследствии ставшего ему свояком: Чимароли женился на сестре третьей жены Кальца, Ангиоле Аньезе Пакман, которая сама известна как художница-натюрмортистка и анималистка.

На переднем плане картины из БСИИ изображены фигуры босоногой молодой крестьянки, облаченной в народный итальянский костюм с ярко-красной юбкой, и рыбака, сидящего с удочкой. В отдалении – архитектурная постройка и фигуры рыбаков на берегу. Намеренно статичная композиция полотна обеспечивается купой деревьев справа и архитектурной постройкой слева, словно напоминающей, что такая умиротворяющая сцена на фоне летнего утра разыгрывалась здесь и много веков назад. Колористически картина из БСИИ очень напоминает ту, что была реализована на аукционе Доротеум в 2013 году.


Чимароли, Джованни Баттиста Речной пейзаж с фигурами и ослом Доротеум, Вена, Аукцион 15.10.2013 Лот 616. Цена реализации € 67,4 тыс.

Репутация болонцев, освященная двумя веками поклонения, казалась чрезвычайно прочной. В конце XVI века Карраччи основали в Болонье академию, в которой воспитались такие мастера «второго ренессанса», как Доменикино, Альбани, Гвидо Рени. Создалась обширная Болонская школа, наполнившая своими произведениями не только родной город, но и Рим, и другие итальянские города. XVII век шумел триумфами этой школы, ее слава завоевала Европу. По общему мнению, Карраччи, Доменикино, Гвидо Рени заняли место рядом с великими мастерами возрождения - Рафаэлем, Микеланджело, Корреджо и Тицианом. В лице графа Мальвазиа художники из Болоньи нашли своего Вазари: в написанной им книге «Художники Фельсины» (одно из названий Болоньи) этот горячий патриот требовал для Болонской школы первенства среди всех других итальянских школ.

Ее кредо было выражено в сонете, написанном Агостино Карраччи. «Кто желает стать хорошим живописцем, тот должен располагать рисунком, унаследованным от Рима, движением и тенями венецианцев и благородным колоритом ломбардской школы. Тот должен владеть силой жизни Микеланджело и чувством природы Тициана, высоким и чистым стилем Корреджо и верной композицией, достойной Рафаэля. Тому надо фоны и аксессуары Тибальди, изобретательность ученого Приматиччио и немного миловидности Пармиджанино».

Повторимся, могущество болонской школы казалось незыблемым, и никто тогда не мог представить, что эта возведенная в культ эклектика в одночасье будет свергнута с пьедестала, как только были поняты и оценены художники, жившие в Италии до Рафаэля.

Светлана Бородина


Источники:

  1. Муратов П. Образы Италии.
    Т. 1. – М., 1911-1912. - 159 с.
  2. https://www.treccani.it/enciclopedia/marcantonio-franceschini_%28Dizionario-Biografico%29/
  3. https://www.treccani.it/enciclopedia/giovan-battista-cimaroli_(Dizionario-Biografico)/
  4. https://www.treccani.it/enciclopedia/giacomo-sementi/
  5. https://www.treccani.it/enciclopedia/cittadini_(Dizionario-Biografico)

Поделиться: