decor
Следите за нашими новостями

Новости

RSS
  • По тегам
  • По источникам
  • По темам
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
  • Знаменитые «Лавки» Франса Снейдерса

    Знаменитые «Лавки»  Франса Снейдерса

    «Лавки» — единственная серия в творчестве великого анималиста, в ней отражены традиционные темы «четырех стихий» и «пяти чувств». Тема «Рыбных лавок» – одна из ведущих в творчестве Франса Снейдерса. Практически все картины с их изображениями датируются 1620 годами. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна Снейдерса данного периода с одноимённым названием – «Рыбный рынок». На картинах изображены прилавки с морскими деликатесами.

  • Любимец Фортуны Анри Гаскар

    Любимец Фортуны Анри Гаскар

    Анри Гаскар (1635-1701) - французский портретист, снискавший  громкую славу не только у себя на родине, но и за ее пределами. Во времена Карла  II Гаскар почти десять лет жил в Великобритании, где писал в основном видных придворных дам, в том числе и фавориток короля, и сколотил весьма неплохое состояние, а последний период жизни провел в Италии.
    В Большом собрании изящных искусств  ASG хранится женский портрет кисти Гаскара, доказывающий его открытость ко всему новому, так, еще в середине  XVII века он создает аллегорические портреты – поджанр, который наберет силу только спустя полвека. Гаскар был не только живописцем, но и гравером, в его наследии можно встретить самые ранние образцы гравюры меццо-тинто, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, как в офорте, а плавными тональными переходами.

  • Потакая порокам, заботясь о добродетели

    Потакая порокам, заботясь о добродетели

    Тема карточных игр одна из самых занимательных в западноевропейской живописи. Иногда она носит назидательный характер, но чаще юмористический, безжалостно высмеивая глупость и пороки проигравшихся. Карточный шулер старых мастеров – это всегда удачливый пройдоха и хитрый аферист, к смелой наглости и находчивости которого, автор произведения, как не парадоксально, испытывает симпатию.
    Одним из первых в европейском искусстве темы карточной игры коснулся нидерландский художник Лукас ван Лейден (1494 – 1533). Живописцы Северного Возрождения раньше остальных начали писать работы в бытовом жанре, при том, что практически всё искусство этого периода было религиозным.

  • Между Брейгелем и Рубенсом

    Между Брейгелем и Рубенсом

    На июньских торгах старейшего аукционного дома Доротеум (Вена) выставлены сразу четыре работы фламандца Йоса де Момпера, чье творчество символизирует переход от маньеризма к чисто реалистическому фламандскому пейзажу. В плане «иерархической лестницы» голландских пейзажистов, историки ставят имя Йоса де Момпера между Питером Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом.
    Благодаря Момперу горный пейзаж, возникший в Нидерландах еще в XV веке, достиг в начале XVII века предельной легкости и воздушности. Отголоски приемов и гибкой техники художника, его красиво-условных тонов можно найти в творчестве гиганта Веласкеса, причудливого Геркулеса Сегерса, косвенным образом Момпер повлиял и на Маньяско, и на Гойю, и на многих других мастеров. Большое собрание изящных искусств  ASG  располагает произведением мастерской де Момпера, колористически идентичным творчеству этого самого талантливого представителя фламандских пейзажистов.

  • Король праздничного фламандского стола

    Король праздничного фламандского стола

    В стиле Pronkstilleven написан «Натюрморт с павлином и фруктами» последователя Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG. Картина была приобретена на аукционе Millon & Associes летом 2014 года. До 1978 года работа находилась в коллекции знаменитого французского живописца и коллекционера Нэта Либа (1906 – 1990).

  • Гимн фламандскому изобилию – Pronkstilleven

    Гимн фламандскому изобилию – Pronkstilleven

    В 1640 годы во Фландрии особую популярность приобрёл стиль натюрмортов Pronkstilleven, название которого можно перевести как «богато украшенный». Основной чертой данного типа натюрмортов было стремление к демонстрации всего разнообразия богатств родной художникам Фландрии, бьющих через край щедрот этого края, показной роскоши снеди, от которой в буквальном смысле ломились изображаемые столы. Подобные натюрморты фонтанируют всевозможными объектами изображения – это дичь, фрукты, овощи, морепродукты, посуда, музыкальные инструменты, животные, а иногда и фигуры людей. Крупные объемы предметов располагались в композиции по горизонтали на плоской поверхности, или же по диагонали сверху вниз, тогда каскад ярких красок обрушивался на зрителей. Прекрасно иллюстрирует этот стиль картина Франса Снейдерса «Натюрморт с дичью, омаром, овощами, фруктами в корзине, фаянсом, попугаем и двумя гончими» с лондонского аукциона Christie's.

  • Устричный пирог

    Устричный пирог

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится уникальный ранний натюрморт Франса Снейдерса, написанный живописцем около 1610 года.  Данная композиция, исполненная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Размеры этой картины ещё не столь велики (50×66 см), как в наиболее известных работах Снейдерса, но уже здесь ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера – радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.

  • Сюжет из жизни обитателей птичьего двора

    Сюжет из жизни обитателей птичьего двора

    Ещё одной авторской картиной Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG является «Битва петухов». Работа написана на четырёх дубовых досках, расположенных по горизонтали. В собрание ASG она поступила с французского аукциона Estimations-Drouot летом 2012 года, атрибутированная членом Французской ассоциации профессиональных экспертов произведений искусства (Syndicat Français des Experts Professionnels) Патрисом Дюбуа.

  • Текстиль и мебель в контексте стиля: барокко Людовика XIII

    Текстиль и мебель в контексте стиля: барокко Людовика XIII

    С самого начала появления мягкой мебели ткани стали играть большую роль в мебельном искусстве. Изучение текстиля обивки  приводит к пониманию его связи со стилевыми особенностями предмета. В отличие от теоретических и исторических работ, посвященных искусству краснодеревщиков, исследований мебельных тканей совсем немного. При этом ткань изнашивается намного быстрее дерева и реставратору, получившему только конструкцию кресла или дивана, бывает порой трудно определиться с вариантом обивки, соответствующей ее стилю. Исследование французской мебели XVII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств  ASG позволяет установить наличие тесной взаимосвязи между конструкцией мебели и применяемой тканью для ее оформления.

  • От охотничьих сцен – к бытовой анималистике

    От охотничьих сцен – к бытовой анималистике

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится подписная работа Франса Снейдерса (1579 – 1657) – «Собаки на кухне». Данная статья  продолжает цикл публикаций, посвященных картинам знаменитого фламандца, а также его учеников и последователей из собрания ASG. Открывала цикл статья «Охотничья серия великого анималиста», атрибутирующая полотно Снейдерса и его ученика Пауля де Воса «Олени, загнанные сворой собак».

  • «Красивее, чем сама природа»: неаполитанская школа натюрморта в XVII веке

    «Красивее, чем сама природа»: неаполитанская школа натюрморта в XVII веке

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Джузеппе Рекко – самого талантливого представителя целой династии неаполитанских художников, искусство которых позволило натюрморту стать не просто самостоятельным, но и высокоценимым жанром изобразительного искусства. На протяжении  XVII  века натюрморт в Неаполе, благодаря в том числе и семье Рекко, ранее других итальянских школ освобождается от консервативных фламандско-маньеристических традиций, обращавших внимание художника исключительно на цветы, и успешно интегрируется с различными формами жанровой живописи.

  • Охотничья серия великого анималиста

    Охотничья серия великого анималиста

    В коллекции фламандской живописи XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG живопись Франса Снейдерса (1579 – 1657), а также его учеников, художников из близкого окружения и последователей занимает особое положение. Каждая из этих картин по-своему уникальна. Всего в собрании ASG на сегодняшний день хранится девять картин как самого Снейдерса, так и его учеников, живописцев из окружения и последователей. Данной статьёй мы открываем цикл из девяти публикаций, каждая из которых поочерёдно будет посвящена атрибуции и искусствоведческому анализу одной из этих картин. Начнём мы с работ, исполненных самим Снейдерсом – это «Собаки на кухне», «Олени, загнанные сворой собак», «Битва петухов» и ранний «Натюрморт с устрицами».

  • «Микеланджело Франции»

    «Микеланджело Франции»

    16 октября 1620 года в Марселе каменщик Симон Пюже с друзьями пришел к приходскому священнику и объявил о рождении мальчика, которого окрестили Пьером. В то время никто не мог предвидеть, что благодаря этому малышу простецкая фамилия Пюже станет в будущем более известной, чем имена могущественных лордов, для которых он строил великолепные дворцы! Однако отец не увидел триумфа сына, так как умер два или три года спустя. Пьер Поль Пюже (1620-1694) - художник и архитектор эпохи барокко - был также скульптором и инженером. Его скульптура отличалась от академического стиля Людовика XIV, выражая целую гамму эмоций. БСИИ  ASG располагает работами художников круга Пьера Пюже и его сына Франсуа Пюже, известного портретиста.

  • Искусный последователь Брейгеля

    Искусный последователь Брейгеля

    Лукас ван Фалькенборх, придворный художник эрцгерцога Матиаса, губернатора испанских Нидерландов в Брюсселе, в период иконоборчества был вынужден эмигрировать в Австрию, а затем в Германию, где присоединился к целому сообществу художников-протестантов. Интерес к его творчеству объясняется тем, что Лукаса ван Фалькенборха считают самым даровитым продолжателем темы Питера Брейгеля Старшего.

  • МИА поздравляет друзей и коллег

    МИА поздравляет друзей и коллег

    Дорогие друзья – любители и ценители искусства! Уважаемые коллеги!
    Примите наши сердечные поздравления с наступающим Новым – 2021 -  годом!
    Пусть он станет для вас годом успехов, радости творчества,  смелых замыслов и верных решений по их реализации!
    Здоровья, счастья и благополучия Вам и Вашим близким!

  • Йорис ван Сон и парадоксы фламандского натюрморта-гирлянды XVII века

    Йорис ван Сон и парадоксы фламандского натюрморта-гирлянды  XVII века

    Фламандская живопись представляет собой самобытный феномен искусства барокко, интересный в том числе и такой новаторской для Европы XVII века разновидностью  натюрморта, как цветочная гирлянда.  На ее  основе вскоре сформировался целый  жанр религиозной живописи, получивший широкое хождение именно во Фландрии. Известным мастером натюрморта гирлянды, объединившем в своем творчестве традиции фламандской и голландской школ, был Йорис ван Сон.

  • Художник из окружения Абрахама ван Дипенбека

    Художник из окружения Абрахама ван Дипенбека

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится серия из пятнадцати овальных полотен, которая до недавнего времени была атрибутирована анонимным мастером фламандской школы XVII века. Искусствоведческий анализ работ позволяет предположить, что они выполнены художником из окружения Абрахама ван Дипенбека, который сам был довольно эклектичен и использовал в своих работах мотивы и стилистические элементы других художников,  в том числе Рубенса и Ван Дейка, с которыми не просто был знаком, а тесно сотрудничал.

  • Кипучая праздность рококо: стилевые особенности изобразительного и прикладного искусства Франции второй четверти XVIII века

    Кипучая праздность рококо: стилевые особенности изобразительного и прикладного искусства Франции второй четверти XVIII века

    О постоянно меняюшихся  общественных  идеалах и интересах прошлых эпох нам рассказывает искусство. Под легким  нежным дуновением новой эры вздрагивает и твердый камень, и мертвое полотно, писал немецкий искусствовед М. Брекер [2, с.6]. Язык искусства, его внимание к определенным темам и манера выражаться получили наименование стиля, возникающего всякий раз, как только в жизнь проникает новое духовное содержание,  и новые идеи и  задачи начинают волновать умы и вызывать не знакомые доселе чувства. Во Франции в первой четверти XVIII века радикально изменившиеся общественные настроения на смену  пафосу барокко в качестве эмоциональной доминанты утвердили  стремление к грации. Выражать это предстояло стилю  рококо.

  • «В тени великих...»: развитие анималистического жанра в творчестве Пауля де Воса

    «В тени великих...»: развитие анималистического жанра в творчестве Пауля де Воса

    Главной фигурой фламандского анималистического жанра XVII века является  Франс Снейдерс. Его динамичные,  часто кровавые,  сцены охоты, а также комичные острохарактерные изображения животных, сражающихся за еду,  стали для художников эпохи Барокко  образцом для подражания. Мастерские Снейдерса были обширны, многочисленные ученики часто выполняли за мэтра крупные заказы, а сам Снейдерс часто лишь  вносил последние штрихи. Среди учеников живописца было немало талантливых художников, которые впоследствии смогли «перерасти» статус мастеровых и самостоятельно добиться громкого успеха. В числе их следует назвать  Пауля де Воса,  полный масштаб творчества которого заслоняют «тени великих» — коллег-анималистов Рубенса и  Снейдерса и брата — великого портретиста Корнелиса де Воса. Между тем, обширное наследие де Воса позволяет увидеть в нем не только продолжателя традиций, но и новатора, значительно расширившего границы жанра.

  • «Настоящий институт…» - МИА посетили гости из двух столиц

    «Настоящий институт…» - МИА посетили гости из двух столиц

    15-16 октября Международный институт антиквариата принимал именитых гостей – сотрудников Государственного Эрмитажа и историка моды Александра Васильева с участниками его выездной школы

Яндекс.Метрика