decor
Следите за нашими новостями

«…пуще неволи»: сцены охоты в голландской и фламандской живописи XVII-XVIII веков

30.11.2017

Несмотря на то, что бытовая тема стала ведущей в творчестве голландских и фламандских художников XVII-XVIII веков, а охота еще со времени Средневековья была любимым развлечением и видом спорта европейцев, мы не встретим в живописи данной тематики этих стран ни знаменитых имен, ни обилия произведений. Более того, барочный реализм, определивший Золотой век голландской живописи, не распространился на воспроизведение охотничьих сцен, их условно-приблизительные сюжеты, как доказывает подборка картин Людовика Тоепута, Томаса Вика и Питера Рисбрака из БСИИ ASG, столь не похожи на остальные жанры этого периода.

В Нидерландах раньше, чем в других европейских странах, охота перестала играть роль одного из самых распространенных видов развлечения, ведущих свой отсчет с раннего Средневековья. Как можно узнать из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта», в XVII веке феодальное право на лесные угодья было отменено. За лесами следил главный лесничий, охранявший дичь с помощью стражей. В частности, запрещалась охота на кроликов, которую крестьяне вели тайком и отнюдь не ради спортивного интереса. Зимой в погребе оставляли несколько кочанов капусты и приоткрывали вентиляционное оконце; голодные кролики забирались в эту нехитрую ловушку и не могли выбраться назад. «Охотнику» достаточно было время от времени заглядывать в погреб и преспокойно убивать попавшихся зверьков.

Зато охота на птиц в прибрежных дюнах от Хелдера до Гааги велась безо всяких ограничений, что объясняет постоянное изображение пернатой дичи в натюрмортах художников того времени. Дюны и болота Северной Голландии весной и осенью представляли собой промежуточную остановку для перелетных птиц – цапель, бекасов, диких гусей и уток. В другое время года не было недостатка в дроздах, куропатках и жаворонках. Вдоль озер и каналов Фрисландии гнездились стаи чибисов, ставшие одним из символов провинции.

Но этот вид охоты для простолюдинов служил лишь дополнением к столу, охота же как спорт, забава и зрелище, не столько для результата, сколько для процесса, имеет большее отношение к привилегированному сословию. Охота для аристократов была не только удовольствием, она являлась своеобразной военной тренировкой. В Голландии это сословие было весьма немногочисленным. В 1620 году в провинции Голландия насчитывалось не более 30 дворянских семейств. Дворянство жило в собственном мире отдельно от общества, охваченного лихорадкой коммерции и предпринимательства. Оно категорически отказывалось добывать средства к существованию торговлей. Дворяне жили в своих замках или, в зимнее время, в городских домах, помимо охоты, предавались литературным занятиям, изучению точных наук, ведению сельского хозяйства, а то и государственной службе.

В результате занятие охотой в глазах общества не имело того веса, как, например, в России, где скачка охотничьей кавалькады по сельхозугодьям мелкопоместного соседа не считалась чем-то предосудительным. В Голландии же рассказывают, что однажды один крестьянин выпроводил вилами со своего поля охотившегося там короля Чехии, «гостившего» в Нидерландах.

Картины с сюжетом, повествующим об охоте, тем не менее создавались и служили элементом декора интерьера. После 1660 года в богатых домах ушла мода украшать стены в гостиных и салонах поверх деревянных панелей золоченой кожей. Предпочтение стало отдаваться настенной живописи, изображавшей сцены охоты, или самим охотничьи трофеям.

Тоепут174
Тоепут, Людовик (1550-1603)

К числу таких чисто декоративных произведений в Большом собрании изящных искусств ASG можно отнести работу круга Людовика Тоепута (1550-1603) «Охота на оленя». Тоепут был учеником Мартена де Воса, а после 1573 года отправился в Италию, где предположительно присоединился к мастерской Тинторетто. Перенесенное на холст панно «Охота на оленя» вполне могло стать основой для классической вердюры. Плоскостное изображение воссоздает пейзаж в стиле формального сада маньеризма, что является любимым мотивом Тоепута. Темный первый план вызывает ощущение, что зритель из глубины парка наблюдает разворачивающуюся сцену травли оленя в мареве летнего дня.

2265
Тоепут, Людовик, круг
Охота на оленя
Фландрия, около 1600 г.
Холст, масло, 85×66,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2265

Строения, живописно раскиданные на холмах на заднем плане, напоминают античные виллы, по диагонали картины извивается свободно текущая вода; упавшая со своего пьедестала ваза на левом плане, напоенные светом облака – как это отличается от многовековой жизни внутри крепостных стен и башен. Пейзаж Тоепута условен, далека от реальности сцена охоты, в которой нет ни достоверности в изображении анатомии животных, ни накала борьбы. Все подчинено совершенно иной задаче: преобладанию идеи над естественностью, на которой и зиждется философия маньеризма.

Томас Вик (Вейк) (1616-1677) – живописец голландской школы, как и Тоепут, художественное развитие получил в Италии. Он писал приморские виды, порты, пейзажи с развалинами, дворцами и другими зданиями в итальянском стиле, внутреннюю обстановку сельских хижин, постоялые дворы, ярмарки; его манера считается близкой знаменитому художнику Питеру ван Лару (1599-1642). Как и многие художники Голландии, находившиеся в Италии, ван Лар входил в ассоциацию «Перелетных птиц» под прозвищем Бамбоччо (пузырь) из-за своего уродливого телосложения, так же стал называться созданный им жанр бамбочадо (изображение народных сценок, происходящих на римских улицах). Ван Лар считается также создателем в Голландии жанра «сцены охоты».

Всадник175
Лар, Питер ван
Пейзаж с егерями
Галерея Маурицхейс, Гаага

Художник часто использовал приглушенные тяжелые краски, сочетая традиции голландской школы с караваджизмом. Так и в «Пейзаже с егерями» ван Лар достигает колористической выразительности картины практически за счет одного цвета разной тональности. Художник любил изображать своих героев в больших широкополых шляпах, подобной той, что надета на персонаже в центре картины. Двое остальных своим видом напоминают тех, что во множестве присутствуют в произведениях жанра бомбочадо, их одежда напоминает лохмотья, убогая лачуга, выжженная земля то ли ранней осени, то ли засушливого лета не сулит им удачной добычи или щедрого вознаграждения. Забегая несколько вперед, скажем, что и ван Лара, и Вейка упрекали за оторванность от традиций голландской школы. Пейзаж ван Лара написан достоверно и талантливо, только он менее всего похож на голландский. Разве сравнится эта глинистая истощенная почва с теми польдерами, которые крестьяне упорно отвоевывали у моря?

Сравнение этой картины с произведением Томаса Вика из Большого собрания изящных искусств ASG позволяет говорить о сходстве их манер. Во-первых, в этой охотничьей сцене нет собственно охоты, ван Лар изображает егерей, готовящихся к выезду, а Вик живописует охотников на привале. Только привал случается обычно после загона, когда набегавшиеся собаки отдыхают, лошади кормятся, а охотники весело пируют, хвастаясь своей добычей. Здесь мы не видим ничего, что свидетельствовало бы о том, что охота состоялась, эта кавалькада с равным успехом может следовать и на пикник, и в гости. Есть определенное сходство с картиной ван Лара и в используемых красках, некое оживление в охристый колорит картины вносят костюмы персонажей – синий у спешившегося всадника, и красный, повторяющийся в костюме наклонившегося к собаке егеря, куртке одного из охотников и чепраке. Он ритмически организует персонажей как единое целое на фоне античных руин, которые для Вика являются характерным элементом его пейзажей, так же свойственно художнику писать пейзажи в вечернее время, когда природа купается в мягких золотистых лучах предзакатного солнца.

3983
Вик, Томас
Охотники на привале
Голландия, XVII в.
Дерево (дуб), масло, 54,5×66 см
БСИИ ASG, инв. №04-3983

Вик является представителем Харлемской школы живописи, для которой характерны тяготение к предметному реализму и тональному колориту. Несмотря на то, что он не учился непосредственно у основоположника Харлемской школы Франса Хальса (1580-1666), Вик воспринял весь набор его основных авторских методов: реалистичность в трактовке деталей композиции, световоздушную среду и темную охристую палитру. Считается, что люди в картинах Томаса Вика имеют второстепенное значение, чего не скажешь об этой картине. Впрочем, есть вероятность, что их писал не сам Вик, поскольку история сохранила сведения, что иногда фигуры для его пейзажей создавал Адриан ван де Вельде (1636-1672).

Патти176
Вельде, Адриан ван де
На охоту (1669)
Рейксмузеум, Амстердам

Художник Томас Вик был членом гильдии Святого Луки и в 1660 году был избран ее деканом. Несмотря на его многочисленные пейзажи и превосходные гравюры Вику отказывают в праве считаться вполне национальным художником. Долгое пребывание в Италии, как и ван Лара, этюды, выполненные там и послужившие основой для его более поздних работ, все это сильно ослабляет его позиции в голландской школе.

Разделение художественных школ на голландскую и фламандскую, случившееся в XVII веке, проявилось и в сюжетах охоты. Фландрию с ее ярко выраженными барочными традициями олицетворяют сцены охоты кисти Рубенса и синтез натюрморта и «зверописи», что воплощено в картинах великого анималиста Снейдерса и Фейта.

Если Рубенс и Снейдерс в силу своей гениальности могли натурально изображать животных, которых они наблюдали только в зоопарке или в виде чучел, то художники среднего дарования чаще всего ограничивались характерными для фауны Фландрии видами животных – зайцами, лисами и разнообразной птицей. При этом нередко охотничьи сцены напоминают галантные, когда расслабленные кавалеры и их спутницы флиртуют на фоне охотничьих трофеев.

3347
Рисбрак, Питер Андреас
После охоты. Охотничьи трофеи
Фландрия XVIII в.
Дерево, масло, 66×82 см
БСИИ ASG, инв. №04-3347 (1, 2)

К числу таковых относятся работы П. Рисбрака. Питер Андреас Рисбрак (1685/90-1748) – фламандский художник, пейзажист и натюрмортист, успешно работавший в Лондоне. Он был сыном Питера Рисбрака (1655-1729), также фламандского пейзажиста. Рисбрак-старший в 1672-1673 годах был членом гильдии Святого Луки в Антверпене, но вскоре переехал в Лондон, где пробыл не менее двух лет, с тем, чтобы после недолгого пребывания на родине, уехать в Париж. Там он женится на вдове антверпенского скульптора – Женевьеве де Бюисти. Создаваемые в этот период пейзажи несут в себе отпечаток французского классицизма, где действуют мифологические герои на фоне идеализированного природного окружения. В творчестве его сына мы также видим достаточно много условностей в виде античных скульптур, портика и, самое главное, бескровной охоты, добыча, в отличие от произведений Снейдерса и Рубенса, здесь будто не умервлещена, а пребывает в летаргическом сне. Охотники более заняты ухаживаниями за дамами и одеты, как на светском рауте.

Аналогична и парная композиция «Отдых после охоты» и «Сцена с битой птицей» фламандской школы XVIII века. Внимательное рассмотрение картины позволяет обнаружить сходство с произведениями Рисбрака-младшего и в формате, и в композиции, и в сюжете. Вполне вероятно, что эта пара картин принадлежит его кисти или последователю.

Таким образом, несмотря на мастерство голландских и фламандских художников XVII-XVIII веков, тема охоты не получила здесь самобытного истолкования в силу недостаточной популярности этого занятия, что в очередной раз доказывает социальную обусловленность искусства.

0882
Фламандская школа XVIII в.
Отдых после охоты. Сцена с битой птицей
Фландрия, XVIII в.
Холст, масло, 46×58 см
БСИИ ASG, инв. №04-0882 (1, 2)



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Зюмтор П. Повседневная жизнь во времена Рембрандта [Электронный ресурс] // Точка доступа: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24096/ogl.shtml (проверен 29.11.2017)
  2. artholland.ru
  3. scjournal.ru
  4. knowledgr.com
  5. liveinternet.ru
  6. bibliotekar.ru

Поделиться: