decor
Следите за нашими новостями

«...нам впервые удалось показать своеобразие фламандского натюрморта на столь высоком уровне...»

15.10.2024

7 октября в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Волхонка, 12) открылась выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». В экспозиции представлены картины и рисунки фламандских мастеров из столичных музеев (Государственный Эрмитаж, Пушкинский музей), региональных (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Серпуховский историко-художественный музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Тюменское музейно-просветительское объединение, Ульяновский областной художественный музей) и двух частных собраний – Международного института культурного наследия и Собрания Валерии и Константина Мауергаузов. Куратор выставки – Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Оформление входной группы выставки
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Выставка занимает музейные залы для временных экспозиций рядом с Парадной лестницей. Уже на входе гостей встречали ледяные фигуры с живыми цветочными композициями, настраивающими на созерцание работ натюрмортного жанра. Все представленные на выставке картины поделены на отдельные группы в соответствии с их принадлежностью к определённым поджанрам натюрморта: «лавки», «вазы с цветами», «завтраки», «фрукты», «охотничьи трофеи» «суета сует» (vanitas vanitatis) и др. В разделе с «накрытыми столами» представлено произведение, ставшее настоящим открытием выставки – «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG. Уникальный ранний натюрморт художника исполнен около 1610 года. На сегодняшний день в мире известно не более 10 ранних работ мастера. Данная композиция, написанная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Размеры её ещё не столь велики (50×66 см), как в наиболее известных работах Снейдерса, но здесь уже ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера – радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.


Франс Снейдерс
Натюрморт с устрицами и куропатками
Фландрия, около 1610 года
Дерево, масло. 50×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1781


На переднем плане художник изобразил пару куропаток и хлеб разных сортов. Это пышная сайка, небольшой багет и лепёшка. Лепёшка имеет неровные края и неглубокие отверстия на поверхности. Две куропатки с мастерски воспроизведённым оперением лежат грудками вверх. У той, что покрупнее, голова повернута набок. Она имеет на груди два характерных тёмно-коричневых пятнышка. Птицы расположились рядом с цитрусовыми – мандаринами и лимоном с крупным выразительным бугорком. Слева Снейдерс написал устрицы и стеклянный сосуд с золочением, у него узкая горловина, объёмное тулово и круглая крышка-заглушка. Справа от него – необычный формы высокий пирог.


Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением хлеба на переднем плане
БСИИ ASG, инв. № 04-1781


Фрагмент картины Франса
Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками»
с изображением куропаток в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1781


Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с устрицами и куропатками»
с изображением устриц в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1781


Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с устрицами и куропатками»
с изображением стеклянного сосуда с золочением в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1781

Пироги редко встречаются в произведениях Снейдерса. Практически всегда они начинены ягодами или мясом. Высокие круглые пироги подобной «конструкции» можно видеть и в работах Виллема Класа Хеды (1593/1594 – 1680/1682), например, «Завтрак с ежевичным пирогом» (1631 год, Дрезденская картинная галерея) или «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645 год, Веймарский замок, Германия). Однако пирог на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG имеет нестандартную трёхчастную форму и лепной декор. Пирог закрыт, и мы не можем с уверенностью утверждать, что у него внутри, но предположение сделать можно. Рядом с пирогом Снейдерс изобразил цитрусовые и дичь, давая понять, что именно они составляют начинку пирога. В Европе такие пироги называли «game pie», что дословно можно перевести как «пирог с дичью». В качестве начинки чаще всего использовали мясо куропатки, фазана, голубя, в комбинациях с индюком, кроликом, оленем, различными фруктами и специями. Оболочку из теста, куда помещалась начинка, рассматривали просто как форму для запекания мяса и порой не употребляли в пищу, называя её «гробом» (анг. «coffin»). В то время для выпечки, вероятно, уже существовали разъемные формы: дно отдельно, разъемная обечайка отдельно.


Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с устрицами и куропатками»
с изображением пирога в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1781

Аналогичный по форме трёхчастный пирог, как на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG, изображён в работе фламандского художника Осиаса Беерта (около 1580 – 1623). Хотя пирог, написанный в данной композиции, значительно ниже пирога с работы Снейдерса. Данное совпадение может быть неслучайным. Художники были ровесниками, оба работали в Антверпене и одновременно вступили в гильдию Святого Луки в 1602 году. Возможно, для своих натюрмортов они заказывали пироги в одной и той же пекарне. В XVII веке в гильдиях существовали строгие правила относительно форм и размеров выпечки. Пирожники каждого европейского города, включая Антверпен, получали право на изготовление пирогов определённой формы – те, кто пекли квадратные пироги, не могли печь круглые, и наоборот. Если кодекс этот нарушался, то пекаря исключали из гильдии.

Натюрморт из Большого собрания изящных искусств ASG экспонируется на выставке между двух эрмитажных произведений Франса Снейдерса – слева «Плоды в чаше на красной скатерти» (1640-е годы), справа «Фрукты в чаше и разрезанная дыня» (1650 – 1657). Обе работы выделяются ярким, сочным колоритом, так что картина из собрания ASG воспринимается особенно изысканно благодаря такой роскошной оправе. Посетители музея отмечают её тонкий деликатный колорит, тщательное исполнение устриц в левой части натюрморта, а также удивляются необычной форме пирога. О расположении картин в экспозиции, переатрибуции некоторых работ, представленных на выставке, и художниках, оказавших влияние на формирование фламандского натюрморта, мы поговорили с куратором выставки Вадимом Садковым:

– Вадим Анатольевич, как родилась идея выставки?

– Мне очень хотелось консолидировать различные произведения фламандских мастеров, работавших в жанре натюрморта, т.е. объединить работы, находящиеся в крупных столичных музеях (Эрмитаж, Пушкинский музей), региональных собраниях и частных коллекциях. Благодаря этому мы имеем возможность ввести в научный обиход малодоступные произведения. Мне также хотелось раскрыть разные грани эволюции фламандского натюрморта, что не всегда можно сделать только благодаря коллекциям центральных музеев. Многие композиции из региональных собраний, которые по тем или иным причинам отсутствуют в коллекциях Эрмитажа и Пушкинского музея, заполняют пробелы в изучении фламандского натюрморта. Таким образом удалось собрать коллектив авторов, с которыми мы написали каталог. Лично мне он очень нравится. Я считаю, что его научная наполненность соответствует всем принятым сейчас в международной практике принципам составления масштабных изданий. Наконец еще одна цель нашей выставки – показать своеобразие фламандского натюрморта. И нам впервые удалось это сделать в России на столь высоком уровне.


Вадим Садков на вернисаже выставки
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

– А что отличает фламандский натюрморт XVII века от других школ? Что делает его уникальным?

– На протяжении своего зарождения и стремительного расцвета фламандский натюрморт оказал влияние на все другие национальные школы. Он был чрезвычайно популярен у заказчиков. Те архетипы и микрожанры фламандского натюрморта, которые мы демонстрируем на выставке, явились источником вдохновения и подражания для художников из северных Нидерландов, Италии, Испании и Франции.

– Какие работы на выставке Вы бы назвали лучшими?

– Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Они все как дети для меня, все родные. На выставке представлены картины высочайшего художественного уровня и шедевры Снейдерса из Эрмитажа, Пушкинского музея, коллекций Мауергаузов и Большого собрания изящных искусств ASG. С другой стороны, здесь же экспонируются работы редких художников, творчество которых еще недостаточно изучено и стало предметом внимания ученых лишь совсем недавно – это Николас Каве (1619 – 1651), Артус Клайсенс (1625 – 1644) и Петер ван ден Бемден (работал в Антверпене в 1641 – 1654 годы). Это замечательное сочетание шедевров и работ очень редких, малоизвестных.

– Франс Снейдерс – это, безусловно, один из столпов фламандского искусства XVII столетия. А кого бы Вы еще могли выделить среди живописцев, кто оказал влияние на формирование натюрмортного жанра?

– Это, несомненно, Ян Фейт (1609 – 1661) – второй по значимости художник после Снейдерса. Кроме него – это Ян Брейгель Бархатный (1568 – 1625) и художник иезуит Даниэль Зегерс (1590 – 1661). Будучи учеником Яна Брейгеля Бархатного, он по-своему интерпретирует и развивает тему цветочных гирлянд. У него они более живописные, более декоративные, тонко и тщательно выписанные. И наконец, Ян Давидс де Хем (1606 – 1684). Это новый этап развития фламандского натюрморта после Снейдерса и Фейта.

– Вы являетесь автором экспозиции выставки. Какова её основная концепция?

– Мы разместили картины в соответствии с их жанровой принадлежностью. Внутри этих жанров сопоставлены работы крупных и известных мастеров, например, Снейдерса, Фейта, Яна Давидса де Хема, а также их учеников и последователей. Ваша картина из собрания ASG представлена в одном ряду с эрмитажными, потому что по типологии они очень близки, все принадлежат с микрожанру «накрытые столы». Вот мы видим фрукты, пирог, устрицы, птицу и посуду. А дальше работа качественная и интересная круга Осиаса Беерта Старшего с виноградом. И ряд выстраивается. Меня удивляет, почему Государственный Эрмитаж не включил вашу картину в экспозицию выставки с одноименным названием (Николаевский зал Зимнего дворца). Ведь ваша картина уникальна ещё и тем, что она не входит в каталог-резоне, а значит фактически впервые публикуется для широкого зрителя и иностранных специалистов.


Картина «Натюрморт с устрицами и куропатками»
из БСИИ ASG в экспозиции выставки
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

– В ходе подготовки выставки какие-то работы изменили свои первоначальные атрибуции?

– Конечно. Вот натюрморт Изаака Соро (1604 – 1644) из особого фонда нашего музея, который ранее приписывался неизвестному фламандскому мастеру. Картина мастерской Адриана ван Утрехта (1599 – 1652) «Натюрморт с обезьяной и красным попугаем» также из Пушкинского музея прежде считалась итальянской школой. Увидев эту композицию, я сразу узнал манеру художника. Из Тюмени на выставку приехал натюрморт Корнелиса де Хема (1631 – 1695), прежде атрибутированный Яном Давидсом де Хемом. Ну и много других примеров. Смотрите каталог.


Утрехт, Адриан ван, мастерская
Натюрморт с обезьяной и красным попугаем
Холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

– Из каких разделов состоит этот каталог? Кто его авторский коллектив?

– Каталог составлен мной и Дарьей Красовской. Мы написали статью об истоках формирования фламандского натюрморта, о его символизме и расцвете. Две статьи про Снейдерса, Фейта, антверпенскую декоративную живопись и лавки написаны заведующей сектором живописи XIII – XVIII веков Государственного Эрмитажа Натальей Ивановной Грицай. Потом статья научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Владислава Статкевича про Яна Давидса де Хема и мастеров его круга, работавших в жанре роскошного натюрморта Pronkstilleven. В результате подучился подробнейший научный каталог.


Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века.
Картины и рисунки из музеев и частных собраний России
Авт. текстов: Вадим Садков, Алина Булгакова, Наталия Грицай,
Дарья Красовская, Алексей Ларионов, Алиса Мезенцева,
Татьяна Савицкая, Ирина Соколова, Владислав Статкевич;
ред. А.В. Игнатьева. М.:ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. – 312 с.: ил.

Своими впечатлениями о выставке с редакцией Вестника «Мир искусств» поделилась и директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва:

– Выставка очень хорошая. Экспозиция получилась в меру академичная, в меру живая. Очень хорошо, что в рамках цифровизации музея и интерактивного погружения в творчество Снейдерса Sber Metaverse Tech разработал иммерсивный опыт в дополненной реальности к выставке и AR-инсталляции на входе в Главное здание музея. Мы экспериментируем, мы ищем новые способы демонстрации традиционного искусства новой публике.

– Как Вы оцениваете опыт сотрудничества столичных и региональных музеев, а также частных собраний?

– Мы все вместе формируем единое культурное поле страны. И не имеет значения государственный или частный музей, московский или провинциальный, большой или маленький. Нам это не важно. Для нас важно, что сегодня у нас уже есть единое культурное поле, и мы в нём работаем.


С приходом нового директора в Пушкинском музее возрождается
экспозиция периода директорства великой Ирины Антоновой

На выставке представлено около 70 произведений. Её устроители сетуют на нехватку выставочных площадей, из-за чего не все картины, которые изначально были отобраны, удалось включить в экспозицию. Так в раздел с «охотничьими трофеями» могла бы войти работа мастерской Франса Снейдерса из собрания ASG «Дичь, плоды и рыба». Она настолько синкретична, что её можно рассматривать и в русле поджанра «лавок», «кухонь», «фруктов» или аллегорического натюрморта. В левой части изображён заяц со связанными ногами. Есть он и на эрмитажной картине c выставки Яна Фейта 1647 года «Заяц, фрукты и попугай». В картинах также присутствуют и изображения кошек. В Большом собрании изящных искусств ASG есть анималистическая композиция «Нападение на птичий двор». Она не имеет отношения к натюрмортному жанру, однако написана художником из окружения Яна Фейта. Связь натюрмортного и анималистического искусства прекрасно иллюстрируют работы того же Яна Фейта «Битая дичь и охотничья собака» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и картина круга Франса Снейдерса «Кладовая» из собрания ASG. Здесь животные вожделеют представленную снедь. Композиции исполнены приблизительно в одно и то же время – 1650-е годы.


Фейт, Ян
Заяц, фрукты и попугай
1647 год
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Снейдерс, Франс, мастерская
Дичь, плоды и рыба
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 119×169 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2453



Фрагмент картины Яна Фейта
«Заяц, фрукты и попугай»
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Фрагмент картины мастерской Франса Снейдерса
«Дичь, плоды и рыба»
БСИИ ASG, инв. № 04-2453



Фейт, Ян, круг
Нападение на птичий двор
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 115×231 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2236


Фейт, Ян
Битая дичь и охотничья собака
Вторая половина 1650-х годов
Холст, масло. 93,5×120 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Снейдерс, Франс, круг
Кладовая
Фландрия, около 1650 года
Холст, масло. 105×125 см
БСИИ ASG, инв. № 04- 4263

Ряд «накрытых столов» дополнят еще две картины из собрания ASG –«Натюрморт с рыбой» Питера ван Букеля (1610 – 1673) и «Натюрморт с рыбой и артишоками» Франса Эйкенса (1601 – 1693). Им близки «Устрицы и зеркальные карпы» Якоба Фоппенса ван Эса (? – 1666) из Пушкинского музея. Произведения роднит общая тематика, выбор предметов, построение композиции (предметы изображены на краю столов) и колорит.


Эс, Якоб Фоппенс ван
Устрицы и зеркальные карпы
Середина XVII века
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Букель, Питер ван
Натюрморт с рыбой
Фландрия, XVII век
Холст, масло, 40,5×92,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0056


Эйкенс, Франс
Натюрморт с рыбой и артишоками
Фландрия, XVII век
Дерево, масло, 44,5×64,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1876

Данные натюрморты обличаются утончённостью, они достаточно скромны. Их можно противопоставить экспонирующимся на выставке работам в жанре «лавок» и шикарных натюрмортов Pronkstilleven – «Натюрморту с лебедем» Снейдерса (1640-е годы, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) и «Натюрморту с лангустом» Яна Давидса де Хема (1640-е годы, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Доминантой выставки является полотно Снейдерса «Рыбная лавка» (1616 год, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Рыбный развал изображён также и на картине круга Снейдерса из собрания ASG. Авторская композиция самого художника, созданная совместно с Иоганном Бокхорстом (1604 – 1668), и ставшая прообразом картины из собрания ASG, экспонируется в Доме Рубенса.


Снейдерс, Франс, круг
Рыбный рынок
Фландрия, около 1630 года
Холст, масло. 184×237 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1171


Снейдерс, Франс
Рыбная лавка
Около 1616 года
Холст, масло. 134×204 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Хем, Ян Давидс де Натюрморт с лангустом
1640-е годы
Холст, масло. 116×159 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Снейдерс, Франс, последователь
Натюрморт с павлином и фруктами
Фландрия, около 1700 года
Холст, масло. 95×128,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4446

На «Натюрморте с лангустом» и «Натюрморте с павлином и фруктами» последователя Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG изображены фрукты и картинно разрезанные дыни. В «Натюрморте с обезьяной и красным попугаем» Адриана ван Утрехта они также присутствуют. В собрании ASG нет натюрмортов Утрехта, однако есть композиция последователя живописца «Птичий двор» на сюжет басни Жана де Лафонтена «Петух и Жемчужное зерно».


Утрехт, Андриан, последователь
Птичий двор
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 118×168 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2764

Цветочные натюрморты с выставки можно поделить на две разновидности – букеты и гирлянды. К первой группе относятся «Цветы в каменной вазе» Гаспара Петера II Вербрюггена (1664 – 1739) (1710-е годы, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Парные цветочные натюрморты этого мастера из собрания ASG изображают высокие букеты в вазах из золочёной бронзы на мраморных основаниях.


Вербрюгген, Гаспар Петер II
Цветы в каменной вазе
1710-е годы
Холст, масло. 85×67 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва




Вербрюгген, Гаспар Петер II
Цветочные натюрморты
(парные композиции)
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 59×40 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1765 (1,2)

Лучшие цветочные гирлянды принадлежат авторству Даниэля Зегерса. На выставке представлена «Мадонна с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем, окружённые цветами», которую художник написал вместе с Эразмом Квеллином II (1607 – 1678) (около 1650 года, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). С последним в 1662 году Франс Эйкенс создал «Мадонну с Младенцем, окружёнными цветами» (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Те же Мадонна с Христом и ангелом заключены в гирлянду в исполнении Эйкенса на картине из собрания ASG. Кто является автором фигур, в настоящее время не известно.


Эйкенс, Франс
Квеллин II, Эразм
Мадонна с Младенцем, окружённые цветами
1662 год
Холст, масло. 135×102 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Эйкенс, Франс
Дева Мария с Младенцем и ангелом
Фландрия, XVII век
Дерево, масло. 118×96 см
БСИИ ASG, инв. №04-2046

Цветочными гирляндами обрамлены также изображения на двух картинах из собрания ASG – женский портрет круга Яна ван Кесселя Старшего (1626 – 1679) и «Святое семейство с Иоанном Крестителем» Йориса ван Сона (1623 – 1667) – отца Яна Франса ван Сона (1658 – 1718), чей «Натюрморт с персиками» (вторая половина XVII – первая четверть XVIII вв., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) находится на выставке «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Кессель, в свою очередь, представлен в экспозиции миниатюрной работой «Цветы в стеклянной бутыли» (XVII век, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), отличающейся ювелирной точностью штриха.


Кессель Старший, Ян ван
Цветы в стеклянной бутыли
XVII век
Дерево, масло. 25,5×19 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


Кессель Старший, Ян ван, круг
Женский портрет в гирлянде цветов
Фландрия, XVII век
Медь, масло. 67×54 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2220


Сон, Ян Франс ван
Натюрморт с персиками
Вторая половина XVII – первая четверть XVIII вв.
Холст, масло. 77×64 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина, Москва


Сон, Йорис ван
Святое семейство с Иоанном Крестителем
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 72×99,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2343

Работа Йориса ван Сона написана на стыке религиозного и натюрмортного жанров. Мастер специализировался на натюрмортах, поэтому даже изображение Святого семейства, отошедшее на второй план, он обрамил богатыми полихромными гирляндами из фруктов и овощей. Однако на ней отсутствует классический фламандский натюрморт, отличающийся кричащей роскошью, изобилием и разнообразием нагромождённых друг на друга предметов. Пожалуй, совершенно не типичной и исключительной в своём роде работой на выставке могла бы стать «Белая камбала» Кристиана Люикса (1623 – около 1653) из собрания ASG. Данную композицию и её название можно считать едва ли не футуристическими. На фоне опрокинутой корзины живописец изобразил три рыбы – две из них тёмного цвета, а одна светлая, практически белая. Интересной особенностью этой породы рыб является то, что постепенно, в процессе развития, она начинает плавать на одной из своих сторон и один глаз перемещается на противоположную сторону (чаще всего на правую), с этого времени она плавает только на одной стороне, в результате чего, та половина её, которая обращена ко дну становится белой, а противоположная приобретает защитный темный цвет. Именно поэтому у белой рыбы мы не увидим глаз – это сторона, обращённая ко дну. На переднем плане художник изобразил несколько экзотических раковин, а на дальнем плане у левой кромки – пейзаж в виде голых скал, земли, на которой отсутствует какая-либо растительность, и утеса за корзиной, поросшего редкой травой. Интересен строгий колорит картины, выполненной в холодных серебристых тонах. Работа в полной мере оправдывает название жанра «тихая жизнь»: здесь нет присутствия человека, а бытовое содержание уходит на второй план. Рыба словно уснула, время остановилось, а «мертвый» пейзаж создаёт ощущение таинственности и глубины.


Люикс, Кристиан
Белая камбала
Фландрия, XVII век
Дерево, масло. 26×40 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0631

В декабре 2024 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдут традиционные «Випперовские чтения», посвящённые проблемам натюрмортного жанра. Международный институт культурного наследия в этом году станет их участником и готовит доклад на тему – «Голландские натюрмортисты из Сен-Жерменского предместья на примере работ Питера ван Букеля из Большого собрания изящных искусств ASG». Основным предметом исследования станет его «Натюрморт с битой птицей» первой половины 1650-х годов, несущий на себе очевидную печать фламандских влияний.


Букель, Питер ван
Натюрморт с битой птицей
Первая половина 1650-х годов
Холст, масло. 73×100 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0877

Алина Булгакова

Поделиться: