Архитектурные путешествия Равиля АЙДАРОВА
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» сейчас проходит выставка из ста одиннадцати акварельных работ заслуженного архитектора Республики Татарстан, кандидата архитектуры, члена Союза архитекторов РФ, академика Международной академии искусства, доцента кафедры ИЗО КГАСУ Равиля АЙДАРОВА.
В течение нескольких лет Равиль Сайярович изучал деревянную архитектуру Казани. В 2012 году серия его акварелей «Деревянные дома старой Казани» экспонировалась в КГАСУ, а затем в галерее «Хазинэ». Через год была выпущена книга «Деревянный казанский дом XIX – начала ХХ века в акварели и графике». Любопытный факт: некоторые реставраторы говорили, что по рисункам Равиля Айдарова можно восстанавливать дома в Казани, чертежи которых, к сожалению, не дошли до наших дней. Настолько точно они воспроизведены архитектором-художником на акварельных листах!
На выставке «Из дальних странствий…» представлены работы – впечатления от заграничных поездок Равиля Айдарова. Посетив выставку, кажется, что побывал в Париже или прокатился на гондолах по узким каналам Венеции. Помимо архитектурных сооружений также выставлены пейзажи, причем часть из них без названий для того, чтобы зритель смог пофантазировать и додумать название самостоятельно.
- Вдохновляет сама архитектура. То, что мы видим, то, что нас окружает, - рассказывает Равиль АЙДАРОВ. - Мы были в Испании недавно, там великолепное барокко, в Италии – античность, во Франции – великолепная архитектура. Мне хочется увидеть как можно больше. Потрясла меня Венеция. Это просто сказка. Мы объездили на гондолах все каналы. Если бы я хотел где-то жить, то в Италии.
Отметим, что в Италии – музее под открытом небом – много прекрасных памятников архитектуры, а также много вопросов, связанных с их сохранением. В материале, посвященном фотовыставке «UN.IT. - UNESCO ITALIA», которая проходила в «Манеже» в мае этого года, мы приводили комментарий Советника по культуре Италии Посольства Италии в РФ и директора Института итальянской культуры в Москве профессора Адриано Дель Аста по вопросам сохранения объектов культурного наследия. Поэтому можно сказать, что и в «сказочной» стране достаточно много проблем, связанных с сохранением архитектурного наследия. Но в любом случае – ответственное отношение к истории – долг каждого гражданина.
Равиль Айдаров отметил, что в Казани разрушили очень много зданий, появились безликие новоделы. Места, которые нравятся художнику – это Кремль, улицы Большая Красная и Карла Маркса. На последней, кстати, Инвестиционная группа компаний ASG реставрирует целый квартал, внося свой вклад в восстановление исторического лица города.
- Деревянная Казань – утрачена. Хотя Казань сейчас восхищает, - подчеркнул Равиль АЙДАРОВ. - Ведь чтобы сохранять старину, нужны огромные деньги. К сожалению, для большинства - проще снести здание. Посмотреть на акварели Равиля Айдарова пришли многие известные люди Казани. На открытии звучало много приятных слов. Вот что рассказал нам, прогуливаясь по одному из залов, Иван КРАСНОБАЕВ, доцент КГАСУ:
- Мы знакомы с Равилем Сайяровичем несколько лет. Темы наших научных исследований чем-то схожи - касаются вопросов сохранения объектов культурного наследия. Защищали свои диссертации в одном совете. Меня впечатляет масштаб экспозиции, работоспособность художника, усидчивость, терпение, проработка деталей. У него узнаваемая манера письма – точная, он очень хорошо берет тон. Я сам практикую живопись, меня вдохновляют поездки. Из поездок мне нравится привозить не сувениры, не фотографии, а собственные работы, особенно если они сделаны на месте от начала и до конца.
Также Иван Краснобаев отметил, что для архитектора акварель - это в большей степени графика, а для художника – живопись:
- Мне приятно, что архитекторы продвигают свое искусство. Для массового зрителя архитектурная графика очень понятна. Я думаю, что выставка будет популярна у людей, которые любят путешествовать, а также у приезжих из других стран. Я думаю туристу из Кельна будет приятно увидеть здесь собор родного города. То, что выставка проходит в Кремле – это тоже очень правильно.
Отметим, что Иван Краснобаев автор книги «Сохранение сельских усадеб: проблемы и перспективы». Это издание весьма полезно для всех, кто занимается реставрацией усадеб. Вопросы использования усадебных комплексов раскрыты на российском и зарубежном опыте, издание богато иллюстрировано фотографиями и личными акварелями автора.
Галина РАМАЗАНОВА, руководитель галереи «Хазинэ»:
- Первая выставка Равиля Айдарова «Деревянное зодчество» - это результат его исследовательской работы. А эта выставка – чистое художественное творчество, которое возникает тогда, когда художника переполняют впечатления. Выставка была включена в план этого года. Художник готовился, работы прекрасно оформлены. Это тщательно проработанные картины. Он представляет архитектуру как часть нашего сегодняшнего мира. Вот, например, его Нью-Йорк отличается цветовой гаммой от всех остальных акварелей. И это наблюдения художника-живописца. Или, допустим, работа, которая переполнена яркой цветастой рекламой на улицах Америки. В такой обстановке просто невозможно жить. И это видение живописца.
На страницах журнала «Мир искусств» также публикуются акварели, реставрируемых Инвестиционной группой компаний ASG зданий в Казани и усадеб в Подмосковье. Усадьба – это не просто дом и территория вокруг него, а особый мир. Акварели помогают представить зрителям усадьбу как объект искусства.
Алина ЕРШОВА
Фото автора