decor
Следите за нашими новостями

«Белое золото» Севра

24.03.2016

Всемирно известной Севрской фарфоровой мануфактуре исполняется 260 лет. Находившаяся под протекцией фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур мануфактура всего лишь через три года после своего основания получила статус королевской. Изделия Севра ценятся не только за легкость и изящество, но и за насыщенную чистоту цвета, среди которых «желтый нарцисс», «розовый Помпадур», «яблочно-зеленый» и «королевский синий». В разные периоды с мануфактурой сотрудничали не просто известные, но знаменитые художники и скульпторы – Беранже, Башелье, Дюплесси, Фальконе, что обеспечило изделиям непревзойденный художественный уровень. Наглядным подтверждением этому выступают вазы из коллекций Большого собрания изящных искусств.

В Севре впервые во Франции начали изготавливать твердый фарфор, полученный благодаря исследованиям священника иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя, жившего в Китае с 1712 по 1722 годы. Д'Антреколю удалось отправить в Европу образцы природных материалов, исследованных французским естествоиспытателем Рене Антуаном Реомюром. В результате исследований аналогичные минералы были обнаружены в юго-западных предместьях Парижа, а именно в Севре, где и была основана фарфоровая мануфактура. В 1740 году производство располагалось в Венсене и конкурировало с такими фабриками как Шантийи и Мейсен. С 1756 года мануфактура была перенесена в Севр, неподалеку от дворца Бельвю и находилась под протекцией фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур. Четырехэтажное здание мануфактуры, протяженностью 130 метров в длину, было построено на месте фермы архитектором Робером Ленде (1746–1825) между 1753 и 1756 годами. Центральный павильон был увенчан фронтоном со старинными часами, созданными королевскими стекольщиками. По бокам располагалось два крыла, также оканчивающихся павильонами. В центре находился двор, обнесенный забором кованого железа. Двор этот украшался дважды в месяц для организации праздников.

На первом этаже здания хранились запасы глины, книги и необходимое сырье. Здесь же располагались мастерские формовщиков, штукатуров, скульпторов, граверов, а также печи для обжига. На втором этаже работали скульпторы, токари, ремонтники и упаковщики. На чердаке же находились золотых дел мастера, художники и модельеры. Во время Великой французской революции первое здание Севрской фарфоровой мануфактуры было разрушено.

Первым директором фабрики еще в Венсене был Жан-Клод Шамбеллан Дюплесси (1699–1774). При нем в 1759 году мануфактура безраздельно получила статус королевской. С этого же времени изделия начинают маркироваться перекрещенными буквами L (инициалы короля), где в центре могла располагаться буквенная датировка изделия.

Первоначально в Севре выпускался мягкий фарфор. В 1768 году химик из Бордо Виларис и его друг Жан-Батист Дарне обнаружили залежи каолина в Сент-Рьекс-ла-Перше к югу от Лиможа. 13 февраля 1771 года в Академию был отправлен доклад о создании твердого фарфора. Доклад этот был опубликован в 1777 году в седьмом томе энциклопедии «Искусство фарфора» («Art de la porcelaine»). Производство твердого фарфора началось в Севре при Луи-Симоне Буазо (1743–1809), занимавшего пост директора с 1774 по 1800 годы. Его сменил на посту химик Александр Броньяр (1770–1847), а в 1854 году главой мануфактуры стал Анри Виктор Реньо (1810–1878).

Упадок производство пережило во время революционных событий и вновь преобразилась при Наполеоне, двор которого ни в чем не хотел уступать королевскому. В этот период увеличился выпуск золоченых изделий, причем не только снаружи, но и внутри. Популярностью пользовались высокие вазы (до двух метров) с портретами императора и полководцев, дополненные скульптурными деталями и вычурной бронзовой фурнитурой. В эпоху Ампира на мануфактуре прекратили производство мягкого фарфора, изделия из которого сегодня ценятся особенно высоко и именуются «Старым Севром».

Замечательным фактом истории Севрской фарфоровой мануфактуры является привлечение к работе женщин. В 1748 году в Венсене работало двадцать молодых девушек под руководством мадам Граван, которая сотрудничала с Севром до 1753 года, когда женский труд на предприятии был запрещен. В 1756 году на производство было принято около двух сотен мужчин, а женщинам было разрешено работать на дому. В основном они занимались полировкой и росписью. Женщины принимали изделие на фабрике, а на следующий день возвращали, неся за него полную ответственность.

Ароматница
Ароматница
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, XVIII в.
Лувр, Париж

Изначально изделия Севрской мануфактуры подражали Востоку и Мейсену, но постепенно сформировался свой собственный легкий и изящный стиль. Основными в цветовой палитре были «желтый нарцисс», «розовый Помпадур», «яблочно-зеленый» и «королевский синий» (фр. «bleu du roi»). Именно синий цвет, добываемый из оксидов кобальта, стал визитной карточкой мануфактуры. Его особый глубокий и интенсивный оттенок был получен Жаком Элло в 1749 году. Примером «королевского синего» может служить ваза, хранящаяся в Большом собрании изящных искусств ASG.

4288

4288_крышка

Ваза
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1771 г.
Фарфор; синее крытьё, надглазурная полихромная роспись,
золочение; золоченая бронза, чеканка
Высота 69 см
БСИИ ASG, инв. №11-4288

Покрытая «королевским синим» цветом, в центре она украшена резервом с изображением Венеры на колеснице и Амуров с венками и гирляндами из роз. Композиция подписана в нижней части: «A. Collot» («А. Колло»).

На внутренней стороне крышки – клеймо Севра с буквой «S» в центре, которая, согласно утвержденной на мануфактуре буквенной датировке, соответствует 1771 году.

Ваза
Ваза
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, начало 1770-х гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В качестве образца «розового Помпадур» (фр. «rose Pompadour») из собрания ASG можно рассмотреть вазу-фруктовницу, изготовленную в стиле Людовика XVI в период правления Наполеона III.

Ваза-фруктовница
Ваза-фруктовница
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1865 г. (стиль Людовика XVI)
Фарфор; розовое крытьё, полихромная роспись, золочение; золоченая бронза, чеканка
Высота 19 см, ø 31 см
БСИИ ASG, инв. №11-2762

Ваза эта имеет форму канфара и дополнена чеканной бронзовой фурнитурой. В центре мы видим полихромную галантную сцену, а по краям – цветочные гирлянды в резервах на фоне нежно-розового цвета, призванного олицетворять одну из самых знаменитых королевских фавориток Франции – маркизу де Помпадур.

На раннем этапе на мануфактуре в большом количестве изготавливали чашки, чайники, блюдца, вазы и цветочные горшки в стиле Рококо. Однако как только мануфактура становится королевской, она начинает работать по заказам версальского двора, в большом количестве выпуская обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы.

В 1770–1780-х годах появился новый тип декора севрских фарфоровых изделий, получивший название «глаз куропатки» («yeux de perdrix»). Он состоял из синих, зеленых и золотых точек, заключенных в круг. Что касается сюжетных росписей, то здесь самыми популярными темами были пасторали, галантные, мифологические и военные сцены, а также пейзажи с цветами и птицами. Особенную популярность приобрела и мелкая пластика из бисквита (неглазурованного фарфора), вскоре появившаяся практически в каждом аристократическом доме.

В разные годы модельерами Севра были такие выдающиеся художники и скульпторы как Франсуа Буше (1703–1770), Джованни-Баттиста Тьеполо (1696–1770), Жан-Жак Башелье (1724–1806), Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (1824–1887), Огюст Роден (1840–1917) и, конечно же, Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – создатель знаменитых «Пигмалиона и Галатеи» и «Леды и лебедя».

Фальконе
Этьен Морис Фальконе
Оракул, 1766 г.
Национальный музей керамики, Севр

В 1875 году производство Севра перебралось в специально построенное для мануфактуры здание рядом с парком Сен-Клу. Производство и по сей день располагается в этом здании, признанном историческим памятником Франции. Примечательно, что мирный договор 1920 года между Османской империей и Союзниками в Первой мировой войне был подписан именно в этом здании.

Алина БУЛГАКОВА

Источники:

  1. Brunet Marcelle, Préaud Tamara. Sèvres. Des origins à nos jours. – Fribourg: Office du Livre, 1978. – 392 p.
  2. Les porcelainiers du XVIII siècle français. – Paris: Hachette, 1964. – 336 p.
  3. Slitine Florence. Samson genie de l’imitation. – Paris: Editions Charles Massin, 2002. – 216 p.
Поделиться: