decor
Следите за нашими новостями

Гений, лишенный хорошего вкуса

22.04.2014

23 апреля исполняется 450 лет со дня рождения великого драматурга Вильяма Шекспира.

Вильям Шекспир
В. ШЕКСПИР (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)

О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Лишь отдельные даты и факты его биографии восстановлены по отрывочным свидетельствам, косвенным данным.

Теперь это кажется странным - Шекспир признан одним из величайших писателей мира, он – гордость человечества. В глазах современников же Шекспир не был значительной величиной, никто не считал его великим. Свои произведения он писал для общедоступного народного театра. А театр считался развлечением сравнительно низкого рода. Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали строить театры и давать публичные представления.

Первые издания Шекспира были анонимными: так было принято. Автор продавал свою пьесу театру и терял на нее всякие права. Как правило, театральная труппа пьес своего репертуара не продавала издателям, чтобы их не ставили театры-конкуренты. Но издатели добывали популярные пьесы «пиратским» путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали в театр на спектакль своих стенографов записать текст пьесы. Поэтому в печати выходили пьесы с большим количеством ошибок, теряли пьесы Шекспира и от небрежности переводчиков. Возможно, это дало основания А. Вольтеру, познакомившемуся с его творчеством в Англии и первым представившим Шекспира Франции, называть его гением, величественным варваром, ничего не знающим о законах искусства.

«Ребилитировали» Шекспира немецкие классики. В романе «Годы ученья Вильгельма Мейстера» (1795) Гете устами своего героя говорит: "Я не помню, чтобы какая-нибудь книга или какое-нибудь событие моей жизни произвели на меня такое неотразимое впечатление, как драмы Шекспира… Это не поэтические произведения. Читая их, с ужасом видишь перед собой книгу человеческих судеб и слышишь, как бурный вихрь жизни с шумом переворачивает ее листы…» А Г. Гейне назвал творчество Шекспира – две поэмы, 154 сонета и 37 пьес - «светской Библией».

Интересно проследить параллели, связывающие Большое собрание изящных искусств ASG с творчеством этого великого английского драматурга. Например, один из самых необычных предметов домашнего обихода, часто встречаемый во французских аристократических особняках прошлого, а именно чаша для карманных вещей XIX века (фр. сoupe vide poche), декорирована, пожалуй, самой драматичной сценой из трагедии Шекспира «Макбет» (1603 – 1606 ?).

Чаша для карманных вещей XIX века
Франция, вторая половина XIX в.
Бронза, литье, чеканка, ковка
17×31,5 см
БСИИ Инв. № 15-1407

В центре круглой чаши изображена главная героиня пьесы – леди Макбет, сидящая на троне. В припадке безумия, с растрепавшимися волосами и в разметавшихся одеждах, она пытается смыть с рук воображаемую кровь. Справа – слуги, наблюдающие за обезумевшей госпожой. В нижней части хорошо прочитывается само название пьесы: «Magbeth». Следует отметить, что подобные изображения сцен из пьес Вильяма Шекспира, были довольно распространены в европейском декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX в. С одной стороны это можно объяснить пробуждением интереса к творчеству поэта, а с другой особенностями искусства эпохи Историзма, с его обращением к художественным формам и сюжетам прошлого.

Но, пожалуй, еще более занимательно проследить связь между судьбами Вильяма Шекспира и одной из первых харáктерных актрис Англии, Элинор Гвин (1650 – 1687), чей портрет в образе Марии Магдалины является подлинным украшением Большого собрания изящных искусств ASG.

Верельст, Симон (?) (круг Питера Лели). Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины
Верелст, Симон (?)
Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины
Англия, 80-е гг. XVII в.
Холст, масло. 51,5×65 см
БСИИ Инв. № 01-1790

Элинор Гвин появилась на свет в 1650 году – через год после казни Карла I, когда знаменем эпохи становится пуританизм. Движение, своим идеологическим острием направленное против католицизма и папства, в повседневной жизни утверждало строгость, чистоту нравов и чопорную серьезность. Веселье почиталось грехом, скоморохи – еретиками. Никогда в своей истории Англия не была так серьезна. Балаганы и театры были запрещены.

В 1660 году монархия была восстановлена и климат в стране переменился. Появились не только театры, но и бордели. Мать будущей актрисы и фаворитки содержала как раз такое заведение вблизи Ковентгарденского рынка (по другим сведениям, состояла при нем в качестве домоправительницы). Отца своего Нелл потеряла в младенчестве. Он умер в тюрьме, куда угодил то ли за долги, то ли как роялист.

Семья бедствовала, а сестрам Нелл и Роуз с малолетства пришлось работать. Поначалу они торговали рыбой на Стрэнде, подавали пиво и бренди в заведении матери. Но вскоре девочки пошли в гору. Сперва Роуз, а затем и ее младшая сестра Нелл становятся разносчицами конфет, фруктов и напитков в только что открытом королевском театре на Друри-лэйн. Случилось это в 1664 году (через сто лет после рождения Шекспира), когда Нелл стукнуло четырнадцать.

Нелл была необычайно привлекательна и находчива, отличалась живостью и грацией. Она тотчас завладела вниманием публики, а затем и труппы. Драматург и режиссер Томас Киллигрю предложил ей попробовать себя на сцене. Актер Джон Лейси обучил ее танцам, а ведущий актер Чарльз Харт – игре.

Молодой король Карл II был хорош собой, влюбчив и весел. Воспитанник французского двора, он окружил себя молодыми придворными. В столице опять начались балы и музыкальные праздники, маскарады и спектакли. Именно по распоряжению короля Томас Киллигрю собрал труппу, для которой был построен театр на Друри-лэйн.

Дарование Нелл раскрылось немедленно. Уже в шестнадцать лет она становится ведущей комедийной актрисой королевской труппы и удерживает эту позицию в течение трех лет, с коротким перерывом на роман с лордом Бакхерстом. Страна тогда переживала отнюдь не легкие времена. За год до великого лондонского пожара, когда сгорело 13 тысяч домов и 87 церквей, в столице разразилась страшная чума, унесшая 75 тысяч жизней, а через год, в 1667-ом, Англия потерпела сокрушительное морское поражение от Голландии в ходе второй из четырех голландских войн.

Но народные несчастья не меняют общего строя жизни. Король охотится и развлекается. При дворе праздник сменяется праздником. Не замирает и театральная жизнь. На сцене королевского театра Нелл Гвин создает надолго запомнившиеся роли в пьесах Джона Драйдена и Джеймса Ховарда. Играет она и в пьесах Шекспира, например в «Двенадцатой ночи» она исполняет роль Виолы и ее брата-близнеца. Она хороша не только в комических ролях, но и в прологах и эпилогах, обязательных в ту пору в каждой пьесе. Здесь обнаруживается ее дар импровизатора, поистине драгоценный в эпоху, когда театр еще в значительной степени оставался балаганом. Серьезные роли даются ей заметно хуже комических, но она так популярна, что ей приходится играть и в романтических драмах.

Вчерашняя уличная девчонка, совершенно неграмотная (она кое-как выучилась выводить свои инициалы E. G. под надиктованными письмами) в одночасье сделалась столичной дивой. Драматурги писали роли специально для нее, с непременными танцами и пением. В театре ей положили сумасшедшее по тем временам жалование: три фунта в месяц. Но все это не вскружило ей голову. Она присматривалась и училась, а при необходимости умела и постоять за себя. Туалеты, манеры, язык придворных - все это она подмечала и усваивала. И вот настал ее звездный час: на нее обратил внимание сам король. О том, что Нелл Гвин приглашена отужинать во дворце, судачил весь Лондон. Должно быть, простолюдинка не ударила лицом в грязь перед его величеством. Вскоре она становится любовницей Карла II. У нее за плечами уже целая жизнь, а ей еще нет девятнадцати. На дворе 1669 год.

Актриса, покинув по настоянию короля сцену, жила в княжеской роскоши. Карл, похоже, действительно любил ее, не в последнюю очередь потому, что характер у нее был легкий, веселый, и она не пыталась влиять на его политические решения. Вскоре Нелл родила королю двух детей, легко и весело мирилась со своими многочисленными соперницами и никогда не ссорилась с Карлом. Наверное, именно поэтому она навсегда оставалась желанной для ветреного монарха.

Бурная жизнь Нелл Гвин оказалась, по нашим меркам, очень короткой: в тридцать семь лет она сильно простудилась во время своего непременного выезда верхом и через несколько дней, несмотря на все усилия придворных медиков, скончалась.

На портрете Большого собрания изящных искусств ASG Нелл Гвин изображена в образе кающейся Марии Магдалины. Известно, что под конец жизни актриса становится глубоко верующим человеком. Возможно, вспоминая свою бурную молодость, Нелл став матерью, задумывается над смыслом жизни и ее неизбежным итогом. Именно поэтому она заказывает придворному художнику Карла II Симону Верельсту свой портрет в образе кающейся грешницы.

Но и здесь Нелл не изменяет своей артистической сущности. Перед зрителем предстает не раскаявшаяся блудница, а замечтавшаяся молодая женщина, склонившая голову и задумчиво смотрящая на нас. Художник сумел прочувствовать артистизм натуры и изобразил не просто грустящую женщину, а действительно актрису, играющую роль.

С. Бородина
А. Булгакова

Поделиться: