"Живописное" остроумие
В международный день смеха 1 апреля наш колумнист Алина Ершова провела собственное исследование произведений живописного искусства, чтобы выяснить, как проявлялось чувство юмора художников в работе, какие шутки и анекдоты встречаются в сюжетах картин и насколько разнообразны символы в живописи. История искусств наглядно свидетельствует, что особо отличились в этом направлении художники Голландии и Фландрии. В подтверждение тому – эта статья и красноречивые полотна из Большого собрания изящных искусств МИА.
В XVII веке в Голландии картины художников висели почти в каждом доме. В истории искусств - это небывалый случай. В частности, в Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев. И это несмотря на то, что страна явно не велика! А привлекали картины зрителей своим содержанием, каждый мог найти в работах художников что-то свое: один находил глубинный философский смысл, другой – красоту пейзажей, а третий – юмор, без которого жизнь кажется серой. В картинах мастеров той эпохи мы нашли достаточно много юмористических моментов.
Один из ярких представителей школы «малые голландцы» Адриан Ван Остаде. Художник написал много жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания. Он показывал жизнь горожан, крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, а основу сюжета составляли драки, пляски и т.п. Например, картина 1635 года «Крестьянская гулянка», находящаяся сейчас в частном собрании.
Адриан Ван Остаде. "Крестьянская гулянка"
Мы видим пирующих в неприглядном свете, лица их веселы, позы соответствуют ситуации, да и светлая одежда центральной фигуры, напоминающая нижнее белье, вызывает смех. Каждый из персонажей занят своим делом. Стоящий к зрителю спиной мужчина видимо показывает какую-то пантомиму или очень эмоционально рассказывает какую-то историю, над которой смеются остальные выпивохи. Возможно, его рассказ связан с некоей дамой, неслучайно ведь он снял шляпу. Фигура слева на фоне остальных выглядит более серьезной, если конечно мы можем говорить здесь о серьезности. Его улыбка немного загадочна, как будто он знает что-то более важное, и это знание не позволяет ему смеяться во все горло. У двух фигур справа история вызывает удивление, а у «центрального» героя пьянки – безудержное веселье. На заднем плане мы видим связку лука, плетеную корзину, какое-то тряпье на стене, что еще ярче подчеркивает быт крестьянства той эпохи.
Корнелис Дюсарт "Чтение газеты"
Типичной жанровой композицией голландской школы живописи XVII века является работа Корнелиса Дюсарта «Чтение газеты». Жанровые работы этого художника имеют несколько смысловых уровней. Предметы, детали, аксессуары вносят в картину дополнительное содержание, имеющее порой довольно сомнительный смысл. При внимательном рассмотрении картины легко убедиться в неожиданности присутствия в простой сцене совместного чтения газеты в таверне таких деталей, как сброшенные туфли, корзина с грязным бельем, бочка без пробки, пара фруктов в прямоугольной корзинке. Все это позволяет сделать вывод, что перед зрителем изображено заведение, где можно получить самые разнообразные услуги. Есть одна любопытная деталь – на левом плече склонившегося к газете человека изображена сова. Для Голландии сова – это не столько символ мудрости, сколько шарлатанства или колдовства.
Корнелис Дюсарт. "Куритель трубки" |
Корнелис Дюсарт. "Сцена в таверне" |
Упомянем еще две интересные работы художника. Это полотна «Куритель трубки» (1684) и «Сцена в таверне». На первой картине на первом плане мужчина, курящий трубку. Рядом с ним собака. Но на одном этом моменте Корнелис Дюсарт не ограничивается. В работе множество мелочей. Например, интересен задний план изображенного художником заведения. Так, за курителем трубки скрывается целый ряд персонажей. Мы видим двух мужчин, о чем-то беседующих, а в самой глубине картины сидят женщина и мужчина, которые изображены художником явно не в благопристойном виде. В картине множество бытовых деталей, которые можно рассматривать очень долго и каждый раз обнаруживать что-то новое, ранее не замеченное.
«Сцена в таверне» также наполнена множеством подробностей. Неприбранное помещение наводит на мысль, что хозяевам не до чистоты. Причем не только внешней, но и нравственной, как мы увидим далее. За столом группа людей играет в настольные игры. Кругом веселая попойка. У окна двое мужчин и две женщины. Сцена, происходящая между ними, наталкивает на двусмысленные мысли: в таверне не ограничиваются игрой в карты и нарды и выпивкой. На заднем плане изображена кровать, подтверждающая подозрения зрителя. Это полотно, как и другие картины Корнелиса Дюсарта, можно долго изучать, находя много интересных деталей. И все же, несмотря на всю веселость работ, не видимые с первого взгляда контексты вызывают некую грусть от понимания низших сторон жизни.
Герард Терборх "Бокал лимонада"
Знаменитая картина голландского художника Герарда Терборха «Бокал лимонада» повествует о незатейливой ситуации: галантный кавалер предлагает молодой даме напиток. Художник показал не только внешнее, но и внутреннее психологическое состояние персонажей. Взгляды и руки героев соприкасаются. Девушка как будто плохо себя чувствует, при этом в ее взгляде мы видим лукавство, а кавалер несмотря на робость, достаточно настойчив. Над девушкой заботливо склонилась пожилая женщина, возможно, нянька, служанка или родственница. Прекрасно и подробно выписана одежда, хорошо подобраны цвета. Александр Бенуа писал об этой картине, что она «анекдот самый обыкновенный», что «молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».
Неизвестный автор. "Трудный разговор"
Еще одна картина неизвестного представителя голландской школы XVII века называется «Трудный разговор». Справа изображена женщина, которая смотрит на зрителя. В правой руке она держит кувшин, а левую держит под передником. Перед ней находится мужчина, который отстраняется от нее. Сцена выглядит достаточно комично и вызывает улыбку на лице зрителя. Очевидно, что женщина сообщает мужчине радостную новость о том, что она беременна. Он же не проявляет спокойствия или счастья от услышанных слов. Он пугается и отстраняется от женщины. Действительно, трудный разговор. Такие беседы встречаются и в наше время. Прошло три века, а люди все те же.
Ян Фейт. "Нападение на птичий двор"
Художники из Фландрии также создавали жанровые полотна, в которых мы сейчас можем прочитать своеобразный для того времени юмор. Например, картина «Нападение на птичий двор» Яна Фейта, художника работавшего в анималистическом и натюрмортном жанрах. На фоне ландшафтного пейзажа с грозовыми облаками мы видим куриц и петухов, убегающих от хищных птиц в небе. А справа – плетеная клетка для птиц и куст чертополоха. Картина как бы разделена на две половины – слева – добро, справа – зло. При этом, несмотря на критичность ситуации, курицы и петухи выглядят глупо. Они мечутся непонятно куда и выглядят бестолковыми существами. Их образы вызывают улыбку. Это смех сквозь жестокость жизни.
Ян Йозеф Хореманс старший. "Пирушка"
Интересна картина Яна Йозефа Хореманса старшего «Пирушка». На полотне изображены танцующие крестьяне: мужчина и женщина. На заднем плане – несколько человек, одни сидят за столом, другие танцуют рядом. Слева изображен мужчина с кружкой пива, сидящий около бочки. Кругом веселье. Все действие происходит на открытом воздухе. На заднем плане дом, деревья, небо с кучевыми облаками.
Иос ван Акен. "Шарлатаны на площади"
В работе Иос ван Акена «Шарлатаны на площади» изображены бродячие торговцы целебными средствами. Они проявляют мастерство публичных выступлений. Им удалось собрать толпу людей на площади, возможно, кто-то из присутствующих рискнет попробовать волшебное лекарство. Кто-то же пришел просто, чтобы послушать искусные речи шарлатанов. Эта картина как бы связывает прошлое и настоящее в мыслях современного зрителя. И сейчас много точно таких же шарлатанов и наивных людей, верящих в чудесные свойства бесполезных, а иногда и опасных для здоровья и жизни веществ.
Алина ЕРШОВА