decor
Следите за нашими новостями

ГОСПОЖА РОЗ – ИМПЕРАТРИЦА ФИАЛОК

07.04.2014

В Люксембургском музее (фр. Musée du Luxembourg) в Париже в конце марта открылась выставка «Жозефина», посвященная 200-летию со дня смерти (29.05.1814) первой жены Наполеона. На выставке представлены картины и скульптуры, драгоценности и туалеты, мебель и фарфор из разных музеев мира, включая Эрмитаж.

Массо Фирмен Портрет Жозефины 1812 (фрагмент)
Массо Фирмен Портрет Жозефины 1812 (фрагмент)
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Изысканная кокетка, сводившая с ума не только императора, но и многих мужчин, представлена на сотнях картин. Самым известным полотном является «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в Соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» кисти Ж.-Л. Давида.

Ж.-Л. Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в Соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери родилась на Мартинике в семье французского плантатора Жозеф-Гаспар Таше де ла Пажери. Впоследствии Жозефина любила рассказывать, что в детстве старуха-негритянка нагадала ей, что однажды она станет «больше, чем королевой». В 1779 году в возрасте 17 лет вышла она замуж за виконта Александра де Богарне (1760—1794). Брак продлился всего шесть лет, но от него у Жозефины осталось двое горячо любимых детей – Гортензия и Евгений. В годы французской революции аристократ Богарне оказался в тюрьме, откуда Жозефина всячески старалось вызволить его, пока сама не оказалась в застенках. Виконт гильотинирован 23 июня 1794 года — в день рождения Жозефины. Новая власть сочувственно отнеслась к молодой вдове, пострадавшей от якобинского террора. Жозефина теперь является видной фигурой парижской светской жизни, одной из главных merveilleuses - причудниц и законодательниц моды и пропагандисток неогреческого стиля женской одежды. В 1795 году в салоне своей ближайшей подруги Терезии Тальен урожденная Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери или просто Роз (именем Жозефина ее стал называть Наполеон) познакомилась с генералом Бонапартом.

Каждый год в день свадьбы (их венчание состоялось 9 марта 1796г.) Наполеон преподносил Жозефине букетик фиалок. Она любила фиалки и использовала маленькие букетики и венки из этих цветов в качестве украшения своих платьев. Эти "украшения" быстро вошли в моду. Примечательно, что в последнюю встречу – в 1813г. – Наполеон также приехал к ней с букетом фиалок.

Императрица отличалась безупречным вкусом, это проявлялось не только в ее гардеробе, насчитывавшем сотни туалетов, но и в том, что она покровительствовала изящным искусствам. Жозефина азартно собирала коллекцию изобразительного искусства, картины ей дарили и венценосный супруг, грабивший для этого итальянские музеи, и папа Пий VII, и неаполитанский король Фердинанд IV. Свою коллекцию картин и скульптур Жозефина разместила в замке Мальмезон неподалеку от Парижа. Именно там, уже после развода с Наполеоном, в апреле 1814г. ее навестил российский император Александр I.

В коллекции французской живописи XIX в. Большого собрания изящных искусств ASG хранится пара полотен круга известных портретистов эпохи Ампир, которых императрица одаривала своим особым покровительством – это Пьер-Поль Прюдон (1758 – 1823) и Франсуа Паскаль Симон Жерар (1770 – 1837).

Пьер-Поль Прюдон. Женский портрет
Прюдон, Пьер-Поль, круг.
Женский портрет с цветком ландыша в волосах
Франция, XIX в.
Холст, масло
47×35 см
БСИИ ASG инв. №01-1025

Оба живописца работали при дворе Наполеона и писали портреты как членов императорской семьи, так и многочисленных придворных. В частности, широко известен портрет Жозефины из собрания Эрмитажа (Санкт-Петербург) кисти Франсуа Жерара, на котором императрица изображена в легком белоснежном платье с завышенной талией и балетках, вошедших в моду в начале XIX столетия.

Франсуа Паскаль Симон Жерар. Портрет императрицы Жозефины
Франсуа Паскаль Симон Жерар
Портрет императрицы Жозефины
1801 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В схожих живописных традициях и колористическом решении с обилием красного, пурпурного цвета – знака императорского величия, выдержан и мужской портрет из Большого собрания изящных искусств ASG. Грузный, уже не молодой мужчина с седыми бакенбардами изображен сидящим на стуле красного дерева. Его поза расслаблена, а туалет слегка небрежен. Отсутствие парадности и холодной официальности, но ощущение интимности обстановки вокруг императрицы и не известного нам человека – вот что роднит портреты из эрмитажной коллекции и Большого собрания изящных искусств ASG.

Жерар, Франсуа Паскаль Симон, круг. Мужской портрет
Жерар, Франсуа Паскаль Симон, круг.
Мужской портрет
Франция, XIX в.
Холст, масло
103×84 см
БСИИ ASG инв. №02-1248

Поделиться: