Любимец Фортуны и Ришелье
Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.
Пьер Дюлен (Дулен, д'Улен) (1669-1748) родился в Париже в семье архитектора. Поскольку отец готовил его к этому же поприщу, Дюлену пришлось изучать практическую геометрию и перспективу сначала под руководством Леклерка, а затем совершенствоваться в этих дисциплинах под началом астронома, художника и архитектора Филиппа де Ла Гира. Чтобы дополнять архитектурные проекты фигурами и украшениями, Дюлен стал брать уроки живописи, и вскоре она стала его страстью. Будущий художник, сопротивляясь воле семьи, в возрасте 25 лет поступил в Академию живописи, где учился под руководством Буллона Старшего, чей классический стиль сильно на него повлиял.
По совету своего учителя Дюлен не сразу стал участвовать в конкурсах на соискание Большой Римской премии, дававшей право продолжать учение в Италии на протяжении пяти лет за счет королевской казны. Когда же он представил свою работу, предметом которой была библейская сцена, где фараон назначает Иосифа Прекрасного правителем Египта и в качестве знака признания и любви снимает со своей руки кольцо и надевает на палец бывшего раба, она была найдена настолько удачной, что Дюлена заподозрили в обмане. Академия постановила, чтобы художник написал картину на заданный ему сюжет в присутствии директора, с чем он блестяще справился.
На протяжении жизни многие влиятельные особы оказывали Дюлену покровительство, которого он не искал и которым тяготился. Так, сам герцог Ришелье, любивший искусство, испытывал к Дюлену особую привязанность. Герцог пожелал, чтобы в его дворцовом саду в Пале-Рояль солнечные часы были оформлены аллегорическими сюжетами. Набросок, сделанный Дюленом, где были картины «Время», «Три судьбы», «Судный день» и др., оказался настолько ему по душе, что Ришелье не мог с ним расстаться. Во время работы по оформлению солнечных часов кардинал поселил Дюлена в своем доме, сделал участником своих застольных бесед и поручил слугам опекать художника. В конечном итоге Дюлен, кроме часов, создал два портрета Ришелье, один в виде римлянина на лошади, другой – в обычном костюме.
Все это время Дюлена не покидала мечта о поездке в Италию и, опасаясь, что герцог Ришелье может дать ему еще какое-то задание, он покинул Францию, не простившись с ним. Дюлен прибыл в Рим в начале марта 1700 года, здесь он сосредоточился на постижении шедевров Рафаэля в Ватикане. Его копия картины на сюжет битвы при Аттиле обратила внимание Папы Климента XI. Этот понтифик, также любивший искусство, которому он обучался в молодости, полюбил проводить время в беседах о нем с Дюленом.
Дюлен Пьер
Создание Дома Инвалидов (около 1710)
Картон для гобелена
353х578 см
В Италии Дюлен исполнил несколько портретов, обеспечивших ему репутацию превосходного живописца. Время его пенсионерства истекло, перед возвращением во Францию у художника была аудиенция с папой, где тот сделал ему самые выгодные предложения, убеждая остаться в Риме. В качестве особой милости Дюлен получил кольцо с портретом понтифика, украшенное рубинами и бриллиантами.
Дальнейшая судьба Дюлена сложилась вполне счастливо, 30 апреля 1707 года он был принят в Академию, а в 1726 году был избран профессором. С 1737 по 1748 годы регулярно выставлялся в Салонах с картинами исторического жанра.
Дюлен Пьер
После охоты (1730)
Холст, масло, 59,69х50,8 см
Музей искусств Далласа
|
|
Особое пристрастие Дюлен питал к религиозным и мифологическим сюжетам. Так, ему принадлежит картина «Святой Клод воскрешает ребенка», посвящённая христианскому святому VII века Святому Клавдию (Клоду) Безансонскому, бывшему образцом аскезы и подвижничества. В XII веке тело Св. Клода было обретено нетленным, и многочисленные чудеса стали происходить его мощей, которые на протяжении веков привлекали множество паломников. Еще при жизни он стал знаменит благодаря своему дару исцелять страждущих. На картине мы видим Святого Клода, обращающего с горячей молитвой к Господу, убитую горем мать, на коленях умоляющую Святого спасти ее сына. К неподвижному тельцу младенца уже приближается Ангел Смерти в ожидании последнего вздоха, но ладонь епископа, которую он простер над тельцем, его истовая молитва и особенно свет, льющийся на него сверху и захватывающий своим краем ребенка, дают нам надежду на спасение. Удивительно мастерство художника в передаче света и цвета, фактуры тканей, тонов кожи: медового у здоровой цветущей женщины, бледного – у епископа, иссушенного постом и молитвой, синюшного – у безжизненного младенца и прозрачного – у бесплотного Ангела.
Дюлен Пьер
Св. Клод воскрешает ребенка (ок.1737)
Холст, масло, 247×157 см
Национальный музей Версаля и Трианона
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно Пьера Дюлена на мифологический сюжет «Вертумн и Помона».
Дулен, Пьер
Вертумн и Помона
Франция, ХVIII в.
Холст, масло, 107×80 см
БСИИ ASG, инв. №04-0880
Перед нами древнеиталийский бог времен года Вертумн и римская богиня древесных плодов и изобилия Помона. Прелестная богиня была холодна ко всем поклонникам, Вертумн пытался обратить на себя ее внимание, всякий раз принимая новое обличье, то пастуха, то жнеца. Один раз он явился перед ней в образе старухи, ходатайствующей о незадачливом поклоннике. Когда и это не помогло, он сбросил с себя маску, явившись перед Помоной в своем настоящем облике – прекрасного юноши. Именно этот момент Дюлен изображает на своем полотне, к постоянному мастерству художника в изображении костюма – блеска шелковой ткани, мягких складок платьев, живых теплых тонов кожи и т.д., здесь добавлена и точная психологическая трактовка образов. На лице Вертумна мы видим самоиронию от комичности его положения, а на лице Помоны, кроме привычного легкого самодовольства от собственной власти над пылкими кавалерами, можно усмотреть пробуждение того чувства, которое в будущем соединит их в счастливом супружестве. Кроме того, как свидетельствует фон картины, Дюлен был незаурядным пейзажистом, но в его времена это был такой неавторитетный жанр, что знаменитый художник не мог относиться к нему всерьез.
Самый молодой из известных на сегодняшний день потомков художника – Джейк Дюлен – также намеревается стать художником и продолжить дело своего знаменитого предка.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
christies.com
fr.wikipedia.org
en.wikipedia.org