Ученик иезуита
Фламандская живопись XVII века меркнет в лучах славы великого Рубенса. Но в то же время остается истиной, что для глубокого понимания гения барокко необходимо собрать вокруг него этот «сноп талантов», где он – лишь самый высокий колос, и школу художников, к которой с полным правом можно отнести Питера Франсуа, со дня смерти которого исполняется 365 лет, и его учителя Герарда Зегерса, чье полотно украшает коллекцию фламандской живописи Большого собрания изящных искусств ASG.
Питер Франсуа (1606-1654) – фламандский художник в стиле барокко, известен своими портретами и религиозными картинами.
Франсуа, Питер
Автопортрет (1637-1640)
Холст, масло, 73х51 см
Государственный Эрмитаж
Родился он в Мехелене, первым учителем живописца стал его отец – Лукас Франсуа, обучавший также и Лукаса Франсуа Младшего, который в будущем стал успешным художником. Согласно книге биографий Корнелиса де Би, Питер Франсуа продолжил свое обучение в Антверпене в мастерской известного художника и коллекционера Герарда Зегерса.
Впоследствии он значился и как брюссельский мастер, выполнявший заказы губернатора Южных Нидерландов эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского.
В 1631 году Питер Франсуа отправился во Францию, работал в Париже, занимался декором резиденции французских королей XII века – дворца Фонтенбло. В 1635 году он вернулся в Мехелен, где и провел всю оставшуюся жизнь. В 1646 году Питер Франсуа вступил в добровольное городское ополчение, призванное защищать город от внешних врагов, внутренних беспорядков и пожаров. В 1649 году стал мастером в гильдии Святого Луки.
Франсуа, Питер
Портрет молодого человека
Холст, масло, 77х59 см
Частная коллекция
Сегодня Питер Франсуа более всего известен как портретист. Творческая манера братьев Франсуа стилистически очень близка: оба писали своих заказчиков в эффектном просчитанном ракурсе, претендующем на впечатление органичной свободы и легкой небрежности. На этот стиль повлиял Антонис ван Дейк, а также французские портретисты, с работами которых Питер Франсуа познакомился в Париже.
Французское влияние демонстрируют оба приведенных здесь портрета: тщательно продуманный костюм, статичная поза, в автопортрете – прямая отсылка к античности – идеалу французских классицистов.
В числе религиозных работ Питера Франсуа – алтарь, представляющий Голгофу в церкви Святого Гуммара в городе Лире, провинция Антверпен.
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется работа учителя Питера Франсуа Герарда Зегерса «Распятие с донаторами».
Зегерс, Герард
Распятие с донаторами
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 238×197 см
БСИИ ASG, инв. №04-3291
В центре – распятый Иисус Христос, слева – Дева Мария, Иоанн и Мария Магдалина, обхватившая руками основание креста. В правой части – покровитель Парижа Людовик IX, атрибутами которого являются терновый венец и три гвоздя Креста Господня, а также коленопреклоненный донатор со сложенными в молитве руками. Самый центр переднего плана по-маньеристически пуст, словно здесь оставлено место для зрителя, желающего разделить горе со свидетелями этой величайшей трагедии.
В нижнем правом углу – герб с девизом в картуше – «Chacun son fardeau» – фр. «Каждому свое бремя». Полотно, как считают искусствоведы Международного института антиквариата, написано под впечатлением от картины Рубенса (возможно, в сотрудничестве с ван Дейком) «Распятие», созданной для алтаря церкви Святого Франциска в Антверпене (ныне в музее Антверпена).
Дейк, Антонис ван
Портрет Герарда Зегерса
Гравирован Понтием Паулюсом
Герард Зегерс (1591-1651) был не только известным художником, но удачливым коллекционером и торговцем произведениями искусств. После учебы в Риме он вернулся во Фландрию, где поначалу стал одним из ведущих представителей фламандского движения караваджистов. В пору творческой зрелости Зегерс полностью отказался от караваджизма и жанровых картин, сосредоточившись на создании масштабных алтарных композиций.
Зегерс родился в семье трактирщика, и кто был его учителем, не известно, в числе таковых называют и Авраама Янссенса, и Хендрика ван Балена. Уже в 17 лет Зегерс стал мастером в антверпенской гильдии Святого Луки. В 1611 году он вступил в общество холостяков, учрежденное орденом иезуитов.
В 1613 году Зегерс уехал в Италию, где выполнял поручения антверпенского торговца произведениями искусства Геткинта, а в свободное время для собственного творческого развития делал копии известных итальянских картин. В Риме он встретил Бартоломео Манфреди, одного из ближайших последователей Караваджо, бывшего в тот момент в расцвете своей славы. Вероятно, он также общался с проживающими в Риме голландцами и фламандскими караваджистами, в числе которых был Теодор Ромбоутс.
Зегерс вернулся в Антверпен осенью 1620 года, и в следующем году помогал Рубенсу в украшении церкви Святого Карлоса Борромео. В 1621 году бывший член общества холостяков женился на Катарине Ваутерс (умерла в 1665 году), происходившей из влиятельной семьи. У пары будет одиннадцать детей, один из которых, Ян-Батист Зегерс (1624-1670), также стал художником.
Зегерс был успешным художником и богатым торговцем произведениями искусства и смог позволить себе дом на самой престижной улице Антверпена – Меир. Он пользовался покровительством многих монашеских орденов, в том числе иезуитов, регулярно обеспечивавших его крупными заказами на создание алтарных композиций. У Зегерса было много учеников, в их числе Питер Вербек.
Зегерс известен в основном своими монументальными жанровыми картинами и крупными религиозными и аллегорическими произведениями. Большинство его работ выполнены в характерном ландшафтном (горизонтальном) формате.
Зегерс, Герард
Христос и кающиеся
Художественный музей Баса
Стилистически и тематически Зегерс изначально находился под сильным влиянием Караваджо, только в отличие от него он изображал своих персонажей в несколько идеализированной манере. Влияние караваджизма заметно в использовании приема кьяроскуро (подчеркнуто контрастной светотени), крупных планов и преувеличенного выражения эмоций для драматического эффекта. Он часто размещал фигуры так, чтобы скрыть источник света, преимущественно свечи. Любимыми темами Зегерса были сцены музицирования и игры в карты.
Зегерс, Герард
Игроки
Иркутский областной художественный музей им. В. Сукачева
Зегерсу была особенно дорога тема отречения Святого Петра – новозаветный эпизод, рассказывающий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери; Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся. Известно как минимум 10 версий, принадлежащих ему лично и его мастерской.
|
|
Причина, по-видимому, и в популярности этого эпизода из Нового Завета, и в том, что история легко поддается жанровой интерпретации. Зегерс, как и Караваджо, тяготел к изображению людей из плоти и крови, предпочтительно в кризисной ситуации, что позволяло художнику передавать всю гамму человеческих эмоций. Свеча, которую мы не видим, а определяем ее присутствие благодаря отблеску света, выхватывающего из тьмы лица, жесты, позы, усиливала выразительность и добавляла драматический контекст.
Как и Рубенс, Зегерс любил изображать цветущее, здоровое тело, богатство и трепет жизни, полную крови, восприимчивую к ощущениям буйную плоть, облекающую одушевленное существо, реальные и часто грубые типы (дань караваджизму!), порыв и непринужденность свободного движения.
|
|
После 1630 года палитра Зегерса значительно осветлилась, и темный фон был заменен архитектурными мотивами, облаками и элементами ландшафта. Реалистичные выражения лица стали более классицистическими при большем разнообразии цвета. Эти изменения объясняются влиянием Питера Пауля Рубенса, с которым Зегерс тесно сотрудничал в течение 1630-х годов. Это влияние зашло настолько далеко, что в своей картине «Поклонение волхвов» (1630, Церковь Богоматери, Брюгге) Зегерс повторил композицию Рубенса, именно с этим стилем он достиг пика успеха. Все его наиболее важные работы были написаны между 1630 и 1640 годами. После этого Зегерс перешел на более изящный и элегантный, но в то же время менее монументальный стиль. Его цвета стали слабее, а драпировки – более линейными.
Французский теоретик искусства Ипполит Тэн, отдавая дань гению Рубенса, считал при этом поверхностной точку зрения, при которой великий фламандец кажется единственным в своем роде, не имеющим ни предшественников, ни преемников. Достаточно отправиться в Бельгию, чтобы увидеть целую группу художников с однородным талантом, которые одинаково понимали живопись и, несмотря на все различия, сохраняют родовые черты. Одно из ведущих мест в ней принадлежит соавтору Рубенса Герарду Зегерсу.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
- Тэн И. Философия искусства. - М., 1933. -360 с.
- wikipedia.org
- wikipedia.org