decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Аделаида Лабиль-Жиар - грация французской живописи

22.04.2015

Имя Аделаиды Лабиль-Жиар малоизвестно в наши дни. А ведь в свое время ее, наряду с Элизабет Виже-Лебрен и Розой Дюкре, именовали одной «из трех граций французской живописи» XVIII – начала XIX века. А ведь тогда рисование считалось мужским ремеслом, поэтому полотна женщин-художниц представляют для копилки мирового искусства особую ценность.

1974452.JPG
Аделаида Лабиль-Жиар «Автопортрет с двумя моделями» (1785 год)

Аделаида Лабиль родилась в семье галантерейщика Клода Лабиля, которому принадлежал магазин с разными приятными женскими вещицами – от необходимых мелочей до готовых платьев. В семье было восемь детей, но, видимо, жили они не бедно.

Рассказывали, что некоторое время в магазине Клода Лабиля работала некая Жанна Беккю, модистка и дама легкого поведения, ставшая впоследствии мадам дю Барри — официальной фавориткой короля Людовика XV. Не исключено, что это знакомство сыграло в судьбе Аделаиды важную роль. Правда, все это произойдет позже. А пока она, четырнадцатилетняя юная романтичная особа, мечтает рисовать и совсем не хочет участвовать в делах папы Клода, который надеялся привлечь подросшую дочь к семейному бизнесу.

Аделаида учится рисовать у художника-соседа швейцарского художника миниатюриста Франсуа-Эли Винсента. Аделаиде было всего пятнадцать лет, когда ее автопортрет в миниатюре был выставлен в знаменитом салоне Сен-Люк.

В возрасте двадцати лет она вышла за финансового чиновника Николя Жиара. Возможно, ее муж был человеком неплохим, но, увы, нелюбимым. Он не мешал молодой супруге посвящать время своему увлечению, однако поделиться с ним успехами или спросить совет она не могла — слишком разными были сферы их интересов. Так и жили: по утрам Николя отправлялся на службу, Аделаида — на занятия к известному в Париже художнику Морису Кантену де Латур, которые она посещала вплоть до 1774 года. У маэстро Аделаида брала уроки пастельной живописи, вошедшей в моду во Франции XVIII века.

В 1777 году Аделаида решила учиться писать маслом. Учителем был выбран Франсуа-Андрэ Винсент, один из главных неоклассицистов, сын ее первого учителя Франсуа – Эли Винсента.

С Франсуа-Андрэ они могли дни и ночи напролет обсуждать детали собственного рисунка, особенности стиля рококо в живописи и скульптуре или тончайшие нюансы, увиденные на полотнах коллеги Антуана Ватто. Судьба связала двух людей, спустя какое-то время Аделаида уходит от мужа, который отказывается дать ей развод и начинает новую семейную жизнь с Франсуа-Андрэ.

Полотна-портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех — в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин). Вступление её в Академию сопровождалось распространением скандального памфлета, в котором художница обвинялась в представлении картин Винсента в виде своих собственных, а также в сексуальной невоздержанности. Благодаря вмешательству покровительницы Аделаиды, графини д’Ангвилье, жены директора-управляющего зданием Королевской академии, скандала удалось избежать.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художником, Аделаида Лабиль уже в 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Как художница наиболее успешно она работала в 1785—1789 годы. В это время она много писала с королевской семьи, создала портреты Луизы-Елизаветы де Бурбон, дочери короля Людовика XV (1787—1789), групповой портрет семьи графа Прованского, брата короля Людовика XVI (этот портрет и некоторые другие Аделаида во время Французской революции вынуждена была сжечь), и др. Именно тогда на арене ее вполне благополучной придворной жизни появилась Виже-Лебрен. И Лабиль-Гийяр со всей страстью своей натуры включилась в борьбу за место под дворцовым солнцем. Чтобы устранить конкурентку, она рассказывала о ней всевозможные небылицы, с удовольствием подхваченные местными сплетницами. Но одержать окончательную победу все же рассчитывала на творческом ринге, сделав ставку на композиционно сложный портрет графа де Прованса. Все планы Аделаиды разрушила Великая французская революция: граф спешно эмигрировал, а пришедшие к власти террористы потребовали, чтобы “гражданка Жиар” уничтожила работу представителя побежденного класса. Сама Аделаида, в отличие от соперницы-роялистки Виже-Лебрен, не отличалась политической разборчивостью и страну не покинула, сумев приспособиться к новым реалиям. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров. В 1791 году она жертвует часть своих средств на Национальное собрание Франции, в 1791 устраивает выставку из 13 портретов членов Национального собрания. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены. В 1792 году Аделаида с Винсентом и двумя своими ученицами покидает Париж и до 1796 года живёт в снятом домике в Понтеле. После возвращения в столицу она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где Лабиль работает затем со своими ученицами. В последние годы жизни Аделаида часто выставляется в парижских салонах. В июне 1799 году, после долгих бюрократических перипетий, связанных с оформлением её старого развода с Николя Жиаром, она, наконец, выходит замуж за своего давнего друга, художника Винсента. Последняя картина, созданная Аделаидой Лабиль-Жиар, называлась Портрет семьи (1801).

Аделаида Лабиль-Жиар изображена на «Автопортрете с двумя моделями» (1785 год). Три очаровательные молодые женщины, Аделаида, занимающаяся своим любимым делом, лица на картине озарены светом. Можно сказать, что полотно излучает энергию молодости, мир, красоту и гармонию.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится «Портрет герцогини Нарбонской» круга Аделаиды Лабиль-Жиар. Женщина на портрете одета в сиреневое платье, на плечах – легкая прозрачная кружевная косынка. Это, кстати, влияние английской моды. Благодаря этому факту мы можем предположить, что картина была создана в 80-е годы XVIII века. У женщины сложная высокая прическа, соответствующая модным тенденциям XVIII века, украшенная лентами и кружевами.

1974452.JPG
Аделаида Лабиль-Жиар, круг «Портретгерцогини Нарбонской». Франция, XVIII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 01-0986

В том, что это круг Аделаиды Лабиль-Жиар нет никаких сомнений. Об этом говорят некоторые художественные особенности портрета. Также мы можем сопоставить его с еще одним полотном, созданным самой знаменитой художницей – «Портрет Мадам Аделаиды Французской» (1788 год). Сходство двух работ очевидно. Это и одежда, и прическа, и немного удлиненные лица женщин, и даже чем-то похожие взгляды. Хотя, конечно, герцогиня Нарбонская выглядит на портрете более статно, а мадам Аделаида Французская, кажется, вот-вот произнесет какую-то речь. Оба портрета необычайно живые и ясно доказывают, что живопись – это не только «мужское дело».

1974452.JPG
Аделаида Лабиль-Жиар «Портрет Мадам Аделаиды Французской» (1788 год)

Можно предположить, что картина из Большого собрания изящных искусств ASG создана одной из учениц художницы. У картины есть своя история: она была подарена герцогиней Нарбонской своей племяннице Франсуазе Шалю. С тех пор картина хранилась в семье.

Франсуаза Шалю была женой Жана-Франсуа, графа Нарбонского, дворянина герцога Пармского. Она была дамой при дворе герцогини Пармской (дочь Людовика XV), а затем сопровождающей дамой, камерфрау, и, наконец, придворной дамой госпожи Аделаиды (другой дочери Людовика XV). Была возведена в ранг герцогини в 1780 году.

Алина ЕРШОВА
natali.ua
liveinternet.ru


Поделиться: