Амурные истории от Франсуа Буше
Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine, 1621 - 1695) - выдающийся французский писатель XVII столетия. Он оставил после себя большое число басен в стихах, фривольных сказок и повесть «Любовь Психеи и Купидона» (1669 год). Его литературные произведения вдохновляли не одно поколение художников на создание живописных композиций, которые служили не просто иллюстрациями к ним, но самоценными картинами жизни общества с обличением его пороков и прославлением добродетелей. Особенно часто живописцы избирали для своих работ сатиру де Лафонтена. Так французский мастер Пьер Юбер Сюблейра (Pierre Hubert Subleyras, 1699 – 1749) написал полотно по рассказу де Лафонтена «Сокол» (вторая четверть XVIII века, Музей Лувра, Париж), Жан-Батист Патер (Jean-Baptiste Pater, 1695 – 1736) обратился к «Поцелую за поцелуй» (1733 год, Портлендский художественный музей, США), а Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690 – 1743) к «Собачке, сыплющей деньгами и драгоценностями» (около 1737 года, Собрание Уоллеса, Лондон).
Все вышеперечисленные рассказы входят в сборник «Сказки и новеллы в стихах» (фр. «Contes et nouvelles en vers»). Его первые пять частей печатались в период с 1665 по 1685 годы. Чаще других к новеллам де Лафонтена обращался Никола Ланкре. Он исполнил композиции по рассказам «Очки» (Музей изящных искусств, Тур), «Жители Реймса» (Музей изящных искусств, Тур) и «Оправданная служанка» (1730-е годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В 1738 году он написал сцену из новеллы «Наказанный гасконец». Ныне она хранится в Лувре.
Главная героиня новеллы «Наказанный гасконец» – красавица вдова Филлис, в которую влюблён гасконец Дорилас. Филлис уговаривает своего воздыхателя разыграть её соседа Эуриласа, который равнодушен к своей жене Клорис. Любовником Клорис был друг гасконца – Деймон. Филисс убедила Дориласа, что, если он ляжет в постель с Эуриласом, тот даже не узнает его и ни разу не дотронется до жены, которую будет изображать гасконец. За этот розыгрыш Филлис обещает одарить гасконца своей любовью.
Ночью Дорилас ложится в постель к Эуриласу, изображая его жену Клорис. Во сне Эурилас храпит и несколько раз звонит в колокольчик, но никто не приходит. Гасконец провёл всю ночь, дрожа от страха. Наконец, ещё до рассвета в комнату кто-то вошёл с факелом. Дорилас покрылся потом от страха. Неожиданно рядом с собой он услышал голос Филлис, изображавшей ночью Эуриласа. В комнату со смехом входят Деймон и Клорис. Они смеются над гасконцем, а Филлис демонстрирует ему красоту своего обнажённого тела и убегает прочь.
В период с 1738 по 1755 годы Николя де Лармессен IV (1684 – 1755) снял гравюру с «Наказанного гасконца». С данной гравюры была написана картина круга Никола Ланкре с одноимённым названием из Большого собрания изящных искусств ASG.
Данная композиция поступила в собрание в 2007 году без каких-либо атрибутационных данных. Она зеркально повторяет работу Ланкре, однако написана на холсте, тогда как произведение мастера из Лувра исполнено на медной доске. Размеры композиций невелики и практически идентичны. В центре изображена кровать с балдахином. В постели лежит обманутый гасконец Дорилас в женской одежде. Он в испуге вскинул руки. Перед ним – Филисс, обнажившая грудь. Рядом с ней – Клорис. В левой части – Деймон с зажжённой свечой. На переднем плане – табурет, а у правой кромки – кресло. Мебель обита тканью с цветочной вышивкой.
Осенью 2013 года собрание ASG пополнилось произведением французской школы XVIII века с названием «Чулок» (фр. «Le bas»). Картина была атрибутирована специалистами парижского аукционного дома Fraysse&Associes. На обратной стороне работы, на подрамнике - этикета с прежней атрибуцией, называющей автором композиции видного французского портретиста эпохи Людовика XV Франсуа-Юбера Друэ (François-Hubert Drouais, 1727 - 1775). Помимо авторства в этикетке указано время создания картины «XVIII siècle» (рус. «XVIII век») и название «Le malade» (рус. «Больной»).
Примечательно, что автором значится именно Франсуа-Юбер Друэ, не работавший в русле жанровой живописи. Мастер не писал галантные сцены. Друэ - самый модный французский портретист середины XVIII столетия. Его клиентами были члены королевской семьи и дворянство, иностранная аристократия, богатые землевладельцы и королевские фаворитки. Он был принят в Королевскую академию в 1758 году. Его вступительными работами были два портрета знаменитых скульпторов Эдме Бушардона (Edme Bouchardon, 1698 - 1762) и Гийома II Кусту (Guillaume II Coustou, 1716 - 1777). Оба портрета были выставлены в Салоне 1759 года и получили высокую оценку. Друэ приглашали на все заседания Королевской академии. С 1755 года и до своей смерти художник регулярно выставлялся в официальных Салонах, проводимых в Лувре.
У художника было много учителей: Юбер Друэ (Hubert Drouais, 1699 - 1767), Донат Нонотт (Donat Nonnotte, 1708 - 1785), Шарль Андре ван Лоо (Charles-André van Loo, 1705 - 1765), Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 - 1777) и Франсуа Буше (François Boucher, 1703 - 1770). Последний в 1736 году исполнил рисунок по новелле де Лафонтена «Влюблённая куртизанка» (фр. «La courtisane amoureuse»). Данная новелла, восьмая по счёту, входит во вторую книгу «Сказок и новелл в стихах». Рисунок находится в Англии в родовом поместье Ротшильдов Уоддесдон.
Лафонтен рассказывает историю Констанции - особенно гордой римской куртизанки, отвергающей мужчин одного за другим. Любовь преподносит ей урок и посылает красавца Камиля. Она безумно влюбляется в него и во время ужина, организованного у него дома для большой компании, прячется в одной из комнат. Как только гости уходят, она бросается к ногам Камиля и заверяет в своих чувствах. Констанция готова ради него на любое унижение, в том числе и на служение его лакеем. Она, подобно служанке, снимает с Камиля обувь, а дорогие одежды разрезает ножом. Здесь автор задаётся вопросом: «Сделала бы то же самое француженка?» и тут же отвечает: «Думаю, нет». Лафонтен противопоставляет страстных итальянок и прагматичных француженок.
Femmes de France, en feriez-vous autant ?
Je crois que non, j’en suis sûr, et partant
Cela fut beau sans doute en Italie [1].
В Музее Лувра хранится гравюра того же Николя де Лармессена IV, снятая с рисунка Буше. Дата создания данной гравюры не указана. В музейное собрание она поступила в 1932 году из коллекции банкира и благотворителя Эдмонда Джеймса де Ротшильда (Edmond James de Rothschild, 1845 – 1934). В отделе западной гравюры Государственного Эрмитажа есть две точно такие же гравюры, датированные 1736 - 1743 годами [2].
Картина из БСИИ ASG написана по данной гравюре, поскольку она также «зеркалит» рисунок Буше. В центре изображён Камиль, сидящий в кресле. Его нога лежит на коленях Констанции, которая снимает с неё чулок. В правой части – небольшой столик с бумагами, письменными принадлежностями и подсвечником. Слева возле кресла – кошка. На заднем плане – ширма, золочёные часы-картель и кровать с пологом.
Сотрудники аукциона Fraysse&Associes называют временем создания картины из БСИИ ASG XVIII век. Основываясь на верхней границе хронологической атрибуции гравюры Лармессена IV из Государственного Эрмитажа, мы датируем работу из нашего собрания ориентировочно 1740-ми годами. Дата может сместиться как на чуть более ранние годы (после 1736-го), так и на поздние сроки – 1750-1760-е годы. В этом случае произведение из БСИИ ASG правильно атрибутировать кругом Франсуа Буше (фр. entourage). В искусствоведческой экспертизе утвердилась практика атрибутировать картины «последователем» (фр. suiveur) мастера при условии, что они были написаны не ранее чем через 50 лет после смерти того живописца, в чьём стиле и традициях они исполнены. Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года, а так как работа написана в XVIII столетии, атрибутировать её последователем художника невозможно.
На сайте «Artnet», где освещаются результаты аукционных торгов со всего мира, представлена работа «Влюблённая куртизанка», информация о которой воспроизводится дважды на английском языке. Одна из версий называет автором композиции последователя Франсуа Буше (англ. follower). Другой вариант приписывает эту же самую работу ученику мастера (англ. disciple) [3]. Однако понятие «disciple» при переводе имеет несколько значений: «ученик», «последователь», «приверженец», «адепт» и т.д. [4]. Время создания композиции не указано, а потому сделать правильные выводы о степени принадлежности этой картины к творчеству Буше очень сложно. Возможно разночтения здесь основываются лишь на особенностях избранных синонимов и их переводе, а не на двух разных атрибуциях одного произведения.
Если говорить о мастерской Франсуа Буше, то здесь работали художники самого высокого уровня. Лучшим из учеников был Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard, 1732 - 1806). Кроме него талантом выделялись Жан-Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734 - 1781), Жак-Филипп-Жозеф де Сен-Кантен (Jacques-Philippe-Joseph de Saint-Quentin, 1738 - после 1776) и Шарль-Мишель-Анж Шалль (Charles-Michel-Ange Challe, 1718 - 1778). Тем самым формулировка «мастерская Буше» подразумевает превосходное качество живописи.
В нашем собрании есть ещё одно полотно круга Франсуа Буше, причём написанное также в 1740-е годы - это «Амуры. Аллегория музыки». В небе среди мягких и пышных облаков, переливающихся розовыми и голубоватыми оттенками, амуры играют на музыкальных инструментах: бубнах, арфе, трубе и флейте. Развевающиеся драпировки с многочисленными складками обвивают их тела и придают композиции игривый и беззаботный оттенок.
В Государственном Эрмитаже хранится гравюра Луи-Феликса Деларю (Louis-Félix Delarue, 1731 – 1765), изготовленная с работы Буше. Гравюра эта носит название «6. Три амура, из коих задний с бубном» и входит в комплект «Листы из сюиты изображений группы детей». Тот амур, что держит в руках бубен, близок амуру, изображённому слева на картине из собрания ASG. Они одинаково повернули головы вправо и бьют в бубен, выпрямив указательные пальцы.
амура с бубном в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-4916 |
амура с бубном в центральной части Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
К пикантным и игривым историям де Лафонтена из «Сказок и новелл в стихах» обращались, чаще всего, французы. «Земным» и юморным фламандцам были ближе басни автора, где главными героями были животные. В этих баснях де Лафонтен безжалостно высмеивает человеческие пороки. По мотивам басни «Петух и жемчужное серно» (фр. «Le Coq et la Perle») написана картина последователя Андриана ван Утрехта (Adriaen van Utrecht, 1599 - 1652) «Птичий двор» из БСИИ ASG. Здесь в центре представлен главный герой - петух. Он обнаружил ювелирное украшение и демонстрирует его другим обитателям двора (курицы, цыплята, утята), рассуждая о его бесполезности в сравнении со столь желанным для него просяным зёрнышком.
Cсылки:
- Contes et nouvelles en vers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/contesetnouvelle00lafo/page/84/mode/2up - Дата доступа: 15.09.2023.
- Лармессен, Николя де IV (1684-1753/55) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?page=3&avtor=9464 – Дата доступа: 18.09.2023.
- Follower of François Boucher (French, 1703–1770) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artnet.com/artists/françois-boucher/la-courtisane-amoureuse-3BSA5KkTW--es4dqIXd46g2 – Дата доступа: 18.09.2023.
- Disciple – перевод с английского на русский[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translate.yandex.ru/dictionary/Английский-Русский/disciple – Дата доступа: 18.09.2023.
Алина Булгакова