decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Анималистические сюжеты «короля натюрмортов»

13.08.2015

На аукционе старых мастеров, состоявшемся в конце июня этого года в европейском аукционном доме Доротеум (Австрия), работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» вошла в десятку самых дорогих лотов.

1974452.JPG
Работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» (холст, масло, ш.180см, в. 121см)

Работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» (холст, масло, ш.180см, в. 121см) поступила на аукцион из частного собрания (Берлин) с начальной ценой 6-8 тыс. евро. В результате торгов окончательная цена составила 10 тыс. евро, отныне картина будет находиться в частном собрании в Великобритании. Это один из немногих лотов аукциона, который ушел с довольно значительным, на четверть от начальной, превышением цены.

Основным жанром Снейдерса, обессмертившим его имя, являются натюрморты. Во Фландрии он сделал натюрморт полноправной частью декоративной живописи и сложно сегодня найти другие европейские натюрморты подобного размера и столь высокого качества. В XVII веке еда и вещи, поддерживающие жизнь человека, начинают доминировать над духовностью. Интересы современной Снейдерсу Фландрии были прочно связаны с потребностями желудка, и художник стал чем-то вроде гениального метрдотеля, мага, способного пробудить аппетит в самых пресыщенных людях. Все его творчество – гастрономическое искушение поистине раблезианского масштаба. Еда, по сути дела, становится смыслом жизни, что и нашло отражение в натюрмортах Снейдерса, в которых человек и сюжетно, и композиционно выступает дополнением вещного мира.

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Повар у стола с дичью». Эрмитаж

1974452.JPG
Франс Снейдерс, круг. «Рыбный рынок», XVII в. (Холст, масло; ш. 237 см, в. 184 см). Большое собрание изящных искусств ASG, Инв. № 04-1171

Отдав должное натюрморту, создав бессмертные полотна из серии «лавок» и «кухонь», Снейдерс начинает проявлять активный интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Это являлось ответом на «социальный заказ» бельгийской аристократии, отличавшейся страстью к охоте в богатых дичью лесах, да и все общество было настроено на эпикурейский лад, желало всюду видеть напоминание о “самом приятном” в жизни.

Мастерство Ф. Снейдерса высоко ценил Рубенс, неоднократно приглашавший его к сотрудничеству для написания животных. Общеизвестно, что Снейдерс не любил изображать людей, прибегая в случае необходимости к услугам таких художников, как Я. Йорданс и А. Янсенс, но был непревзойденным знатоком животных. Полотна из серии «лавки» и «сцены охоты» показывают нам все их разнообразие.

Безо всякой натяжки Франса Снейдерса можно назвать основоположником анималистики, которая в Европе только через сто лет после него, в XVIII веке окончательно обрела свой главный принцип - подражание природе. Бурный век реформ и просвещения с его стремлением к познанию окружающего мира, основу которого составили и материалы географических открытий, и научные изыскания, и кабинетные коллекции элиты способствовали массовому появлению графических и живописных изображений разнообразных зверей и птиц. Художники начинают использовать феномен цвета для передачи фактуры меха зверей и оперения птиц, помещают животных в естественную для них среду обитания, пытаются представить их повадки и образ жизни и т.д. Точность и конкретность изображения животного наряду с четкой художественно-образной характеристикой, подтверждаемой позой и движениями, становятся главной задачей художника-анималиста.

«Первое, и самое главное условие, – это особая заинтересованность животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни. Второе условие – чувство животного, которое помогает найти в нем самое характерное и выразительное, самое привлекательное (...). Третье необходимое качество… – это знание животного. Чем больше и глубже будет знать художник то, что он изображает, тем лучше (...). Знание формы, строения и анатомии, жизни и повадок животного - необходимое условие для создания полноценного образа» - пишут в современных руководствах по анималистическому жанру.

Анималистические произведения Ф. Снейдерса в полной мере отвечают этим требованиям. Он мастерски передает световые эффекты и цветовые построения, использует очень тонкие мазки, чтобы изобразить шкурку зайца, собаки, обезьяны, оленя – они как живые. Изображение птиц и зверей у него по большей части натуроподобно, дает полную иллюзию реальности, даже в мертвых животных можно уловить движение жизни, пусть и угасшей.

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Лавка дичи». Эрмитаж

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Петушиный бой». Музей Прадо

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Битва петухов». (Ш. 110,5 см, в. 89 см Дерево, масло). Большое собрание изящных искусств ASG. Инв. № 04-2824

Удивительно, но менее всего Снейдерсу удавались кошачьи – от домашних питомцев до львов. Леонардо да Винчи утверждал, что «даже самая маленькая кошка – это произведение искусства». Видимо, «листая» это произведение, Франс Снейдерс пропустил самые интересные страницы. Все четыре произведения, приведенные здесь, включая лот, в которых присутствуют кошачьи, отличает неправдоподобное, манерно-вычурное написание животных. Они словно позируют, больше всего заботясь о том впечатлении, которое производят на зрителя или других участников действа. Преследующие косулю львицы не захвачены азартом погони, а словно стараются повернуться к художнику наиболее эффектным ракурсом, красиво страдает лев, попавший в сеть, неестественно-вымученна поза львенка… Можно было бы предположить, что свобода и верность передачи именно этих животных изменили Снейдерсу потому, что они писались с экземпляра в клетке, а то и вовсе с чучела. Но даже обычная домашняя кошка, выглядывающая из-за дуршлага с рыбой на картине из Большого собрания изящных искусств ASG, которой должно двигать только стремление украсть и моментально скрыться, вдруг невпопад задумалась о сложностях быстротекущей жизни…

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Львенок». Музей Лихтенштейн (Вена)

1974452.JPG
Франс Снейдерс «Басня о льве и мыши». Музей Прадо

1974452.JPG
Франс Снейдерс, мастерская, «Натюрморт: дичь, плоды, рыба». (д. 169 см, ш. 119 см. Холст , масло) Большое собрание изящных искусств ASG Инв. № 04-2453

Светлана БОРОДИНА
Источники:
Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа fanread.ru


Портнова И.В. Анималистика в отечественном искусстве XVIII-XX веков: проблема границ жанра // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2014.- Т. 20. -№ 4.- С. 216-118.


Франс Снейдерс (FransSnyders, 1579–1657, flemish painting) - still life www.liveinternet.ru/community

Поделиться: