Искусство вскрика в сумерках оценили на Sotheby’s
На январских торгах Sotheby’s произведение фламандца Отто Марсеуса ван Скрика оценили в 125 тыс. долларов. Внимание к немой, но полной драматизма жизни мелких лесных обитателей так сильно интересовало художника, что он уподобился естествоиспытателю и получил прозвище «Ехидна». В Большом собрании изящных искусств ASG хранится еще одно произведение художника, подтверждающее его непреходящую любовь к этому жанру.
28 января 2016 года на очередных торгах живописью старых мастеров аукционным домом Sotheby’s было продано полотно голландского мастера XVII века Отто Марсеуса ван Скрика (ок. 1619 – 1678) с длинным названием «Лесной натюрморт с цветами, грибами, бабочками, змеей и стрекозой». Картина была оценена в 80,000 – 120,000 $, а продана за 125,000 $.
Отто Марсеус ван Скрик
Лесной натюрморт с цветами, грибами, бабочками, змеей и стрекозой
Холст, масло. 77×68 см.
28 января 2016 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s, лот 47
125,000 $ (эстимейт 80,000 – 120,000 $)
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится абсолютно равноценный аналог данного полотна под названием «Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой». Картины близки композиционным решением, колоритом и «составом» персонажей.
Отто Марсеус ван Скрик
Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 116×92 см.
БСИИ ASG, инв. №04-3436
Отто Марсеус ван Скрик – один из ведущих мастеров и собственно основоположник такого своеобразного поджанра изобразительного искусства, как «лесной наземный натюрморт». С большой тщательностью и детализацией художник изображал различные растения, живых существ, насекомых и рептилий, населявших подножный мир лесной чащи. Для своих натюрмортов Скрик чаще избирал ночное время суток или сумерки.
Живописец обучался в Амстердаме, а затем работал в Англии, Франции и в Италии по заказам великого герцога тосканского Фердинанда II Медичи. После возвращения в Нидерланды в 1657 году Скрик поселяется в Димене, где в болотистых угодьях занимается культивированием различных растений, животных и насекомых для своей мастерской с целью их написания. За это необычное увлечение он получает прозвище «Ехидна» («Snuffelaer»). С другой стороны, это прозвище отражает и любознательность мастера, его любовь к природе и окружающему миру во всех его проявлениях.
Так и на обеих картинах Скрика мы видим различные растения, цветы и ягоды. Причем на аукционной работе змея ест бабочку, а на полотне из собрания ASG в центре композиции изображен лошадиный череп, с лаской на нем – маленьким хищным зверьком, который в европейской христианской символике считается символом нечисти. Если мы присмотримся еще внимательнее, то заметим, что не только животный мир здесь поедает друг друга и разлагается, но и растительность постепенно вянет. Все это вместе с закатными небесами на заднем плане призвано подчеркнуть быстротечность бытия и бренность всего живого на земле.
Алина БУЛГАКОВА
Источники
sothebys.com