decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

КАК РИМЛЯНИН ИЛИ БОЛОНЕЦ…

17.06.2016

В 2016 году исполняется 410 лет со дня рождения французского художника, крупнейшего эклектика XVII века Лорана де Ла Гира. Де Ла Гир был разносторонне одаренным художником, очень рано сформировавшимся как мастер с индивидуальной узнаваемой манерой. Он умел практически все: прекрасно знал архитектуру, анатомию, писал пейзажи, отличился как анималист, при этом обучался музыке, математике и архитектуре. Единственное, в чем ему можно посочувствовать, так это в том, что де Ла Гира постоянно с кем-то сравнивают, то с Вуэ, то с Пуссеном, то с фламандским кругом Рубенса… Хотя кто отказался бы оказаться в такой компании?

Лоран де Ла Гир (1606-1656) - французский художник эпохи барокко, родился в Париже в семье художника Этьена де Ла Гира, работавшего некоторое время при польском дворе. Из одиннадцати детей Этьена де Ла Гира семеро, помимо Лорана, стали художниками. Наряду с живописью Лоран обучался музыке, математике и архитектуре.

Де Ла Гир писал картины на религиозные, мифологические и аллегорические темы. После отца он учился у Жоржа Лаллемана и копировал произведения Приматиччо – одного из крупнейших представителей французского и итальянского маньеризма - в так называемой «школе Фонтенбло» - королевском поместье, где родилось новое декоративное искусство отделки интерьеров. В 1639 году Ла Гир женился на Маргарите Кокен - дочери телохранителя Людовика XIII, короля Франции. Это позволило ему находиться в придворных кругах, а после смерти отца он получил наследство, которое дало возможность переехать в загородный дом.

В 1648 году де Ла Гир стал одним из членов-учредителей Французской академии живописи и скульптуры в Париже, просуществовавшей почти полтора века - до Великой французской революции.

Л. де Ла Гир так и не побывал в Италии, однако его церковные картины очень легко принять за произведения римлянина или болонца. Одно это доказывает, насколько во Франции было подвинуто художественное образование в духе итальянского академизма. Но у него имеются и отличительные черты как в композиционном строе, так и в пропорциях удлиненных сухощавых фигур и в умении обдавать свои сцены, разыгрывающиеся обыкновенно среди красивой архитектуры, золотистыми лучами. Рядом с Вуэ он представляется менее жизненным, но более изысканным. Больше поэзии содержится в его лесистых пейзажах, занимающих среднее положение между работами Пуссена и фламандского круга Рубенса.

Снятие с креста
Гир, Л. де Ла «Снятие с креста», общепризнанный шедевр творчества,
написано для парижских капуцинов, находится ныне в музее Руана

Де Ла Гир писал и картоны для шпалер (находятся теперь в «Музее Гобеленов»).

Восприимчивый к разным влияниям, но независимый, Ла Гир рано сформировался как самостоятельный мастер с индивидуальной живописной манерой. Уже в одной из ранних своих картин - «Мертвый Адонис» - он продемонстрировал знание анатомии и перспективы, искусную моделировку, владение сложным ракурсами, а также мастерство в трактовке пейзажа и анималистический дар.

Адонис
Гир, Л. де Ла «Мертвый Адонис»
ок. 1624-1628 гг., Париж, Лувр

В дальнейшем Лоран эволюционировал к классицизму, вводя в свои картины античные архитектурные мотивы, виртуозно трактуя драпировки и достигая благородной гармонии колористической гаммы. Лоран Ла Гир много работал для частных заказчиков – финансистов, королевских чиновников, членов парижского парламента.

Значительное место в творчестве художника, любителя природы и охоты, занимает пейзаж. Независимо от сюжета художник любил вводить в свои композиции панорамные ландшафты, которые демонстрируют его мастерство в построении пространства и передаче тонких нюансов освещения. Неповторимо индивидуальный стиль Ла Гира высоко ценился современниками, хотя Александр Бенуа считал, что в числе других – Симона Вуэ, Лебрена, Бурдена – художник стремился доставить утешение эстетам и всему претенциозному вкусу своего времени.

Таланты цвели в семье де Ла Гир, как уже было сказано, из одиннадцати детей Этьена де Ла Гира восемь стали художниками. И первый сын Лорана - Филипп де Ла Гир (Ир) был одарен разносторонне. В 1660 году он переезжает в Рим, чтобы изучить живопись. По возвращении в Париж Филипп продолжил обучение и показал способности к точным наукам, став известным математиком и астрономом, не бросая и занятия живописью. Его работы находятся сегодня в Лувре, в музеях Страсбурга, Руана и в Эрмитаже. Дети Филиппа - Габриэль-Филипп и Жан-Николя – также посвятили себя науке – математике и ботанике.

В Большом собрании изящных искусств имеются два произведения, одно из которых принадлежит самому мастеру, а другое написано кругом художника.

Нарцисс
Гир, Лоран де Ла
«Нарцисс и Эхо»
Франция, XVII в.
Холст, масло, 100×90,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1558

Картина воспроизводит мифологический сюжет из истории красивого юноши Нарцисса и нимфы, влюбленной в него безответно. Полотно из собрания ASG несет в себе отпечаток индивидуальной манеры Лорана де Ла Гира в части моделировки фигуры центрального персонажа, драпировок, золотистого освещения и глубокой воздушной перспективы. Безусловно, четыре века существования картины сказались на состоянии живописи, однако в ней вполне ощутима благородная колористическая гармония, задуманная и в свое время исполненная мастером.

Другая картина также на мифологический сюжет принадлежит кругу художника. В этой картине очевидно влияние стиля барокко с его расчетом на внешний эффект - монументальностью, яркостью выразительных цветовых сочетаний, масштабностью форм и картинностью поз персонажей. Однако несмотря на драматический момент – Артемида в последний момент заменила девушку козой и забирает ее к себе на небеса – картина не оказывает сильного эмоционального воздействия. Статичны и скованны позы действующих лиц, которые не столько переживают, сколько демонстрируют внешние проявления неких чувств. Гораздо более свободно выписаны фигуры Ифигении, уносящейся на облаке, и ее спасительницы Артемиды.

Принесение в жертву
Гир, Лоран де Ла, круг
«Принесение в жертву Ифигении»
Франция, XVII в.
Холст, масло, 172×102 см
БСИИ ASG, инв. №04-4386

Итак, на примере всего лишь двух полотен из Большого собрания изящных искусств становится очевидной справедливость отнесения некоторыми искусствоведами Лорана де Ла Гира к выдающимся эклектикам XVII века, с эволюцией его творчества от барокко к классицизму.

Светлана БОРОДИНА

Источники:
dpholding.ru
google.ru
liveinternet.ru
benua-history.ru

Поделиться: